40 недель развивается плод внутри матери, получая от неё всё необходимое до тех пор, пока не достигнет определённой зрелости и станет вполне способным продолжать жизнь вне материнского организма. И тогда у женщины начинаются роды — великое, критическое испытание прочности тканей, сосудов, систем организма. Рождение человека — всегда явление священное, таинственное, но порой оно очень болезненно, и что совсем уж несправедливо — болезненно для матери, которая с безоглядной щедростью отдаёт ребёнку всё — энергию, кровь, воздух, иной раз саму жизнь. Благородной идее снять или облегчить боли женщины при родах служит метод психопрофилактической подготовки беременных к родам.
Психопрофилактическая подготовка беременных к родам. Предстоящие роды всегда очень волнуют беременных женщин, особенно первородящих, создавая у них тревожное настроение и беспокойство за благоприятный исход, за жизнь ребёнка, а у многих появляется даже страх перед родовыми болями — схватками. Страх и волнение угнетают деятельность центральной нервной системы, и она уже не может тормозить сигналы, направляющиеся в сознание из внутренних органов, поэтому и появляются ощущения боли. В возникновении страха перед родовыми болями большую роль играет и то, что женщины с молодого возраста находятся под влиянием условного словесного раздражителя о неизбежности родовых болей и у них заранее складывается представление о родах как о болезненном процессе. Корни этого страха уходят в далёкое прошлое. О роженице говорили «женщина мучается». Об этом же рассказывали бабушки и матери, твердила религия. Стремление снять или облегчить родовые боли возникло давно. Уже с середины прошлого столетия некоторые русские врачи занимались проблемой обезболивания родов. В настоящее время массовое обезболивание родов является одним из ярких показателей человеколюбивых принципов и профилактического направления советского здравоохранения. В СССР разработана оригинальная система психопрофилактической подготовки беременных женщин к родам, в основу которой легло положение И. П. Павлова о второй сигнальной системе, о значении слова как мощного условно-ного раздражителя. Известно, что родовые боли существуют у всех рожениц.
Они следующие. В последние 2—3 недели до родов матка становится легко возбудимой и сокращается при малейшем раздражении, дно её резко отклоняется кпереди, предлежащая часть плода (головка) прижимается ко входу в таз, благодаря чему живот опускается и женщина замечает, что ей легче стало дышать. За 2—3 недели до родов отмечается уменьшение массы тела беременной. В это время женщины нередко легко раздражаются, быстрее утомляются, у них часто меняется настроение, а многие из них начинают ощущать сокращение матки — схватки, принимающие характер тянущих болей в области крестца и нижней части живота. Но эти предвестниковые схватки нерегулярны и бывают настолько слабыми, что могут почти не ощущаться. Иногда сокращения матки усиливаются, но потом прекращаются, иногда же, постепенно усиливаясь, они переходят в настоящие родовые схватки. Характерный признак близких родов — появление из влагалища густой, тягучей слизи, нередко с примесью крови (выталкивается слизистая пробка, заполнявшая в течение беременности канал шейки матки).
Появление предвестников родов должно насторожить, но не напугать беременную. Женщина ещё раз проверяет, всё ли приготовлено ею для будущего ребёнка (бельё, пелёнки, одеяльце и др.). Необходимо помнить, что роды иногда протекают очень быстро, особенно у повторнородящих, по-
Кабинет пренатальной диагностики. Контроль за состоянием плода методом эхоскопии.
особенностей нервной системы. Так, у некоторых женщин роды протекают с незначительными болями или даже безболезненно. Многие роженицы испытывают умеренные боли и терпеливо их переносят, ведут себя спокойно, выполняют советы и указания врача. Такие реакции на болевые раздражения наблюдаются обычно у спокойных, уравновешенных женщин.
Женщины с неуравновешенной нервной системой подвержены страху и другим отрицательным эмоциям; с первых же схваток они ведут себя беспокойно, кричат, мечутся, плохо выполняют указания врача, мешают вести роды.
Психопрофилактическая подготовка женщин к родам как раз и направлена на устранение родовых болей путём воздействия на психику женщины. Цель её — снять психогенный компонент родовой боли, устранить представление о неизбежности родовой боли, гнетущее чувство страха и способствовать созданию нового представления о родах как о благополучно протекающем физиологическом процессе, при котором боль не обязательна. Воздействие на кору головного мозга в процессе психопрофилактической подготовки способствует смягчению или устранению болевых ощущений. Она проводится в женских консультациях, начиная с первого обращения беременной женщины к врачу. Наряду с тщательным обследованием женщины и определением срока родов выявляют отношение её к беременности, наличие страхов и опасений, стремятся создать положительные эмоции (уверенность в возможности безболезненного течения родов, радость материнства). Благоприятное воздействие на психику оказывается в течение всей беременности, при каждом посещении консультации. Женщину знакомят с родами как с естественным физиологическим процессом и их клиническим течением, заранее предупреждают, какие ощущения она будет испытывать на протяжении отдельных периодов родов и как ей при этом следует себя вести, дают представление о схватках и потугах, объясняют, что при нормальном течении родов боли не являются неизбежностью, учат сознательно тормозить, гасить в коре головного мозга болевые ощущения, создают уверенность у беременной в благополучном исходе родов. С 32—33 недель беременности с женщиной проводят специальные занятия, во время которых её обучают правильному поведению во время родов и выполнению определённых приёмов (глубокие ритмичные вдохи и выдохи, поглаживание кожи нижней половины живота, лёгкое растирание пояснично-крестцовой области, прижатие точек таза и поясницы), способствующих снижению болевых ощущений. Приёмы должны быть хорошо усвоены беременной и точно выполняться в определённой последовательности.
На занятиях беременных также знакомят с рациональной позой роженицы (плечи приподняты, ноги согнуты в коленях и разведены, руки зафиксированы — держатся за края родильного стола) и обучают умению тужиться, правильно использовать свою энергию при потугах.
Для этого беременная тренируется в задержке дыхания на 10—15 сек, что способствует увеличению мышечного напряжения, повторяя это 2—3 раза в течение каждой схватки. Обучают правильному дыханию со счётом при выдохе и расслаблению всех мышц для уменьшения силы потуги в момент выведения головки. Разъясняют также причины, могущие усилить болезненные реакции при родах (страх, беспокойное поведение и др.).
Таким образом, психопрофилактическая подготовка беременных к родам помогает роженице активно участвовать в процессе родов, не мешать им, не тратить сил на бесполезный страх, а, наоборот, своей целеустремлённой сознательной деятельностью способствовать их нормальному и безболезненному течению.
Особенно действенна психопрофилактическая подготовка при сочетании беременности с экстрагенитальными заболеваниями, при наличии токсикозов беременности. В этих случаях подготовка приобретает оттенок психотерапии. Будущая мать должна помнить, что, выполняя советы врача и акушерки, она помогает своему ребёнку.
Предвестники родов. Роды сравнительно редко наступают неожиданно. Обычно незадолго до родов у беременной женщины появляются признаки, свидетельствующие об окончании беременности. Женщина должна знать их, чтобы своевременно отправиться в родильный дом.
Если же появляются хотя бы незначительные кровянистые выделения или околоплодные воды (обнаруживаются на белье в виде бесцветных пятен), даже если нет схваток или предполагаемый срок родов не наступил, беременная немедленно в сопровождении родственников должна быть доставлена в родильный дом. С собой следует взять зубную щётку, пасту, туалетное мьио, расчёску, а также паспорт, обменную карту женской консультации, плитку шоколада (для восстановления сил после родов).
Беременные женщины из группы риска (тазовое предлежание, токсикозы беременных, рубец на матке после операции, двойня, крупный плод, узкий таз, отягощенный акушерский анамнез, некоторые из экстрагенитальных заболеваний и др.) должны поступить в родильный дом заранее, за 2 или более недель до родов, чтобы подготовиться к благополучному завершению беременности. В ряде случаев показано кесарево сечение до родов или в начале первого периода. В каждом конкретном случае срок госпитализации перед родами должен определить врач, наблюдающий беременную в женской консультации.
В родильном доме роженица подвергается санитарной обработке, переодевается и помещается в предродовую палату, а затем в родильный зал.
Родовые пути. В процессе родов плод должен совершить путь из полости матки наружу, проходя через влагалище и костный родовой канал. Путь этот имеет форму изогнутой трубки. Вход в родовой канал представляет собой неподатливое костное кольцо, нормальный поперечный размер которого равен 13 см, а прямой — 11 см. Совершенно очевидно, что для прохождения плода должна раскрыться и шейка матки до такого предела, при котором она может пропустить плод и прежде всего его наиболее плотную часть — головку. Через костный таз плод может пройти только в том случае, если головка его по своим размерам будет меньше внутренних размеров таза матери. Таким образом, для благополучного исхода родов первостепенное значение имеют растяжимость мягких родовых путей (шейки матки, влагалища, промежности) и, что особенно важно, определённое соотношение размеров таза матери и головки плода. Прохождению головки через родовые пути способствует подвижность костей черепа плода, которые соединены между собой особыми перепонками. Благодаря этому головка плода легко приспосабливается к наименьшим размерам таза. Поскольку головка является самой крупной частью плода, то последующее прохождение за нею всей его остальной части уже не осложняется особыми препятствиями.
Родовая деятельность. Важным фактором, определяющим исход родов, является сила родовой деятельности, слагающаяся из схваток и потуг. Общее количество схваток во время родов колеблется от 100 до 200. Если схватки регулярны и достаточно интенсивны, значит роды протекают нормально. В то время как схватки происходят помимо воли женщины, потуги она может регулировать, ускоряя или, наоборот, замедляя, а при необходимости и воздерживаться от них. Чем сильнее тужится женщина, тем быстрее рождается ребёнок. У первородящих роды продолжаются от 15 до 24 часов, у повторнородящих — от 10 до 12 часов. На длительность родов большое влияние оказывают возраст женщины (у пожилых первородящих роды продолжаются дольше), величина плода, размеры таза, активность маточных сокращений. Для того, чтобы роды протекали нормально, роженице важно настроить себя на активное участие в них, сохранить силы и бодрость. В чём лее долена проявляться активность женщины в течение родового акта?
В самом начале родов от неё не требуется никаких приёмов, за исключением точного выполнения психогигиенического режима — сохранения бодрости. В дальнейшем следует выполнять приёмы, ослабляющие родовые боли, освоенные во время психопрофилактической подготовки к родам. Так, когда схватки участятся и станут более продолжительными, роженице необходимо, лёжа на спине во время схваток, дышать как можно глубже (1-й приём). В течение одной схватки делать 2—3 вдоха и выдоха; вдох производится медленно носом, выдох быстрее ртом; когда схватка кончится, надо дышать обычно. Глубокое дыхание увеличивает вентиляцию лёгких, в результате чего кровь материнского организма больше насыщается кислородом, следовательно, увеличивается поступление кислорода к плоду; иногда с этой целью роженице дают дышать чистым кислородом. Во время схватки следует также поглаживать кожу нижней половины живота (2-й приём) в сочетании с глубоким вдохом. Для этого двумя руками, сложенными вместе так, чтобы кончики пальцев обеих рук соприкасались и находились под прямым углом к средней линии живота непосредственно над лобком, производится лёгкое нежное поглаживание от средней линии живота к наружной и по боковой поверхности живота, поглаживание сопровождается глубоким вдохом, при выдохе руки не касаются кожи живота, а направляются по воздуху в исходное положение; движения эти выполняются плавно, легко. Если роженица утомлена, неспокойна, то вместо поглаживания она может массировать или растирать поясничную область ладонями (3-й приём) в положении лёжа на боку, при этом концы пальцев обращены к позвоночнику; растирание производится вниз, по направлению к ягодицам, при движении ладони по коже вниз делается вдох, при возвратном движении вверх — выдох (массаж указанных участков кожи имеет большое значение, так как в коже пояснично-крестцовой области располагаются внутрикожные нервные окончания, которые связаны с женским половым аппаратом, в частности с маткой). Когда схватки начинают повторяться через 1,5—2 мин и возникают тягостные ощущения, роженице следует прижимать костные точки тазовых костей или прижимать боковые углы крестцовой кости (4-й приём); для этого концами отставленных больших пальцев прижимают передние костные выступы таза (ладони в это время располагаются вдоль бёдер) или сжатые в кулаки пальцы под-кладывают под поясницу и прижимают выступающей фалангой согнутых больших пальцев наружные углы так называемого поясничного ромба (кулаки расположены параллельно позвоночному столбу слева и справа от него на уровне крестца). В паузе между схватками роженица должна отдыхать.
С появлением потуг роженица должна быть особенно дисциплинированной и точно выполнять указания врача или акушерки. Чтобы рождение ребёнка происходило постепенно, плавно и не была повреждена промежность, роженица, следуя советам акушерки, усиливает потугу или тормозит её. Для этого она принимает рациональную позу роженицы, при которой во время потуг используется сила не только брюшного пресса, но и мышц туловища, конечностей и далее шеи. Потуга проводится следующим образом: к началу схватки, когда появится позыв на потугу, роженица делает глубокий вдох и задерживает дыхание. Наполненные воздухом лёгкие давят на диафрагму, которая опускается ниже и вызывает повышение внутрибрюшного давления, передающегося на матку. Роженица захватывает руками края стола и, упираясь пятками в стол, напрягает шейные мышцы, приподнимая голову и прижимая подбородок к груди. Рот при этом закрыт, глаза открыты. Когда роженица не может больше задерживать дыхание, она спокойно делает выдох, тут же вновь производит глубокий вдох и, задерживая дыхание, продолжает потугу как и в первый раз. В промежутках между потугами она свободно дышит, расслабляет мышцы ног, кладёт руки на грудь или производит ими лёгкие движения, чтобы восстановить нарушение кровообращения. Если роженица тужится неправильно, рывками, непродолжительно или вне схваток, то такие потуги неэффективны и не помогают изгнанию плода.
Периоды родов. Как начинаются и протекают роды? В течении родов наблюдаются 3 периода: период раскрытия шейки матки, период изгнания плода и последовый период.
Период раскрытия шейки матки начинается с первыми регулярными схватками и заканчивается полным раскрытием наружного зева шейки матки. Это самый длительный период родов, так как раскрытие шейки матки происходит медленно, постепенно. У первородящих он продолжается 14—15 часов, у повторнородящих— 8—10 часов. Женщина ощущает сжатие, сдавливание внизу живота и в пояснице. Схватки следуют одна за другой с небольшими промежутками. Вначале они короткие (20—30 сек) и редкие, с 15— 20-минутными промежутками. Если положить руку на живот роженицы, то можно почувствовать, как мягкая стенка матки постепенно уплотняется, твердеет, становится напряжённой; через некоторое время она вновь расслабляется, наступает состояние покоя. Затем схватки учащаются (частота их достигает 10—12 раз в час), становятся более продолжительными, доходя до 1 —1,5 мин, промежутки между ними сокращаются до 2—3 мин. Кроме того, увеличивается сила схваток, в результате чего под влиянием сокращения мускулатуры тела матки происходит повышение внутриматочного давления, которое передаётся на плодный пузырь, и он, наполненный околоплодными водами, вдавливается в канал шейки матки и раздвигает её стенки. Толстые края шейки матки постепенно истончаются и раскрываются.
Ко времени полного раскрытия шейки при одной из схваток плодный пузырь разрывается, что приводит к излитию тех околоплодных вод, которые находятся впереди головки плода. При нормальном течении родов, как только произойдёт полное раскрытие зева, оболочки плодного пузыря разрываются и околоплодные воды изливаются наружу. Вслед за отхождением вод интенсивные схватки сменяются на некоторое время затишьем. Через непродолжительное время они возобновляются с удвоенной силой, но теперь уже носят иной характер, к ним присоединяются сокращения мышц брюшного пресса — потуги. С этого момента наступает второй период родов. Во время периода раскрытия, пока ещё не отошли воды, роженице разрешается даже немного походить, после их отхождения обязательно следует лежать в постели и ни в коем случае нельзя сидеть, так как головка плода стоит уже низко в полости малого таза и её молено повредить. В промежутках между схватками роженица должна подкрепляться высококалорийной, легко усвояемой и необильной пищей (молоко, сладкий чай, простокваша, фруктовый сок, кисель, шоколад), а также желательно подремать (это сохранит силы для предстоящей активной работы в период изгнания) .
Период изгнания плода начинается с момента полного раскрытия наружного зева матки и заканчивается вместе с рождением ребёнка. У первородящих он продолжается в среднем 1,5— 2 часа, у повторнородящих — 20—60 мин. Как только у роженицы наступают потуги, её из предродовой палаты переводят в родильный зал. В это время при каждой схватке матка сообщает плоду поступательное движение. Потуги же свидетельствуют о том, что плод правильно продвигается по родовому каналу. При этом он совершает ряд последовательных и строго определённых движений, облегчающих рождение. Головка плода сгибается и прижимается подбородком к грудке, а личико смотрит вправо или влево. Продвигаясь по родовому каналу, плод совершает поворот таким образом, что затылок головки поворачивается кпереди, а личико — кзади, в сторону крестца матери. Головка плода начинает давить на тазовое дно, на прямую кишку и задний проход. В этот момент роженица ощущает сильные позывы на низ. Далее во время схватки головка начинает показываться из половой щели, как бы врезаясь в неё. После окончания потуги головка вновь исчезает в родовых путях. Вскоре наступает такой момент, когда головка даже в паузах между схватками не исчезает из половой щели, а затем наступает и её рождение. Ещё одна или две потуги — и за головкой легко проходят плечики, а за ними всё туловище плода. Одновременно с рождением плода изливается большое количество оставшихся после разрыва пузыря задних околоплодных вод. Ребёнок родился. Он ещё связан пуповиной с матерью, но уже дышит полной грудью; и вот уже это маленькое существо кричит.
Самые обычные, вполне нормальные роды — величайшее испытание для маленького организма, ни с чем не сравнимое событие. При родах в считанные мгновения и секунды происходит не только переход из одной среды обитания в другую, но и серьёзный качественный скачок в развитии организма нового человека. О тех усилиях, которые для этого требуются, говорят строгие цифры; чтобы расправить слежавшиеся лёгкие, необходимо давление воздушной струи в 10— 15 раз большее, чем при обычном дыхании; чтобы запустить в работу мозг и печень, новорождённому требуется вдвое больше кислорода на каждый килограмм его массы, чем взрослому человеку.
Родившегося ребёнка отделяют от матери, перевязав и перерезав пуповину, и сразу же производят его осмотр, измерение, взвешивание и первичный туалет (очищают рот и нос от слизи, заворачивают в тёплые пелёнки). Затем новорождённого регистрируют, на ручку ему надевают клеёнчатую браслетку, на которой отмечается пол ребёнка, его масса, дата и час рождения, фамилия матери, номер истории родов, номер детской кроватки. После этого ребёнка переносят в палату для новорождённых.
Последовый период начинается с момента рождения ребёнка и заканчивается выходом последа — плаценты, пуповины и плодных оболочек. Это один из ответственных моментов в родах. Он продолжается 20—30 мин. За это время от стенки матки отделяется плацента, опускается во влагалище, что вызывает у женщины желание тужиться, а затем рождается вместе с оболочками и остатками пуповины. Обычно для этого достаточно несколько потуг. Отделение последа сопровождается небольшим (до 250 мл) кровотечением. Родившийся послед тщательно осматривает врач — необходимо проверить его целость (весь ли он вышел).
После этого осматривают наружные половые органы, промежность и влагалище роженицы. Роженица ни в коем случае не должна притрагиваться к животу и не надавливать на матку, в которой находится послед, так как это может нарушить ритм сокращений матки и затруднит отделение последа. Сразу лее после рождения последа мышца матки сокращается так, что стенки её становятся плотными, тело матки опускается, а дно располагается по средней линии между лоном и пупком. С окончанием последового периода начинается послеродовой период.
Роды закончены. Они отняли у женщины много сил. Потеря тепла, связанная с рождением ребёнка и последа, вызывает у неё озноб. Поэтому родильницу укрывают одеялом и создают покой. Поскольку в течение первых двух часов после родов может наступить расслабление мышцы матки и возникнуть кровотечение, то на это время родильница остаётся в родильном зале под наблюдением врача и акушерки. Через 2 часа родильницу переводят в палату. Нормальное течение родов может нарушаться только факторами, связанными со слабостью сократительной деятельности матки, кровотечением, неправильным положением плода, узким тазом и другими, в зависимости от которых оказывается необходимая помощь и тем самым сохраняется жизнь и здоровье матери и ребёнка.
Литература: Гранат Н. Е., Матвеева Е. Е. Девочка, девушка, женщина. М., 1965: Могилев М. В. Гигиена женщины. Благовещенск, 1958; Шишкова В. Н. Психопрофилактика болей в родах. 2 изд. М., 1962.
Другие книги раздела «Дом. Быт»: Домашнее хозяйство
С появлением потуг роженица должна быть особенно дисциплинированной и точно выполнять указания врача или акушерки. Чтобы рождение ребёнка происходило постепенно, плавно и не была повреждена промежность, роженица, следуя советам акушерки, усиливает потугу или тормозит её. Для этого она принимает рациональную позу роженицы, при которой во время потуг используется сила не только брюшного пресса, но и мышц туловища, конечностей и далее шеи. Потуга проводится следующим образом: к началу схватки, когда появится позыв на потугу, роженица делает глубокий вдох и задерживает дыхание. Наполненные воздухом лёгкие давят на диафрагму, которая опускается ниже и вызывает повышение внутрибрюшного давления, передающегося на матку. Роженица захватывает руками края стола и, упираясь пятками в стол, напрягает шейные мышцы, приподнимая голову и прижимая подбородок к груди. Рот при этом закрыт, глаза открыты. Когда роженица не может больше задерживать дыхание, она спокойно делает выдох, тут же вновь производит глубокий вдох и, задерживая дыхание, продолжает потугу как и в первый раз. В промежутках между потугами она свободно дышит, расслабляет мышцы ног, кладёт руки на грудь или производит ими лёгкие движения, чтобы восстановить нарушение кровообращения. Если роженица тужится неправильно, рывками, непродолжительно или вне схваток, то такие потуги неэффективны и не помогают изгнанию плода.
Изучению теоретических основ и методов обезболивания родов посвящены многочисленные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом. и методов обезболивания и их практические применения представляют собой пример гуманного отношения врача к беременной, его стремление избавить роженицу от болей и отрицательных эмоций, связанных с болевыми ощущениями.
Обезболивание родов практикуется более 100 лет. В разработке методов борьбы с родовой болью приняли активное участие А. Я. Красовский, И. П. Лазаревич, В. А. Курдиновский, Б. А. Архангельский, А. Ю. Лурье, А. П. Николаев, К. Н. Жмакин, Ф. А. Сыроватко, М. А. Петров-Маслаков и др.
В прошлом и в начале текущего столетия изучались медикаментозные методы обезболивания родов, имеющие наряду с достоинствами (снижение или устранение болевых ощущений) и недостатки , к которым относятся:
- недоступность обезболивания в течение многих часов (период раскрытия и изгнания) в связи с необходимостью использования значительных количеств обезболивающих средств;
- переход аналгезирующих препаратов в организм плода и риск отрицательного воздействия на его важнейшие функции;
- возможность торможения сократительной деятельности матки при дозах, обеспечивающих аналгезирующее действие, и др.
В прошлом в некоторых лечебных учреждениях прибегали к методу словесного внушения (гипноз), но он не нашел широкого распространения.
В настоящее время происходит совершенствование методов медикаментозного обезболивания родов с применением фармакологических препаратов и их сочетаний. При использовании ряда методов обезболивающие средства назначают в комплексе со спазмолитиками, транквилизаторами и другими препаратами, что повышает эффект обезболивания и способствует предупреждению ряда осложнений.
В связи с совершенствованием методов медикаментозного обезболивания родов в ряде учреждений не практикуется в должной мере психопрофилактическая подготовка к родам. Поводом для этого, в частности, является скептическое отношение к обезболивающему эффекту психопрофилактики.
В процессе родов в результате сокращений матки, сдавления ее, растяжения связочного аппарата, смещения параметрия происходит значительное раздражение нервных окончаний и сплетений. При этом образуется мощный поток афферентной импульсации к центральной нервной системе. Афферентные волокна, проводящие импульсы от внутренних половых органов в центральную нервную систему, входят в симпатические и парасимпатические нервы. Передача и переработка болевой импульсации происходят в основном с участием подкорковых образований мозга: таламуса, гипоталамуса, ретикулярной формации продолговатого и среднего мозга, лимбических структур. В таламической области болевое возбуждение приобретает характер тягостного, неприятного чувства. В гипоталамусе формируется вегетативный компонент болевой реакции (возбуждение центров, регулирующих обмен веществ, функции сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем). Ретикулярная формация мобилизует кору головного мозга на восприятие болевых ощущений. Формирование болевых ощущений («осознание» боли) происходит в коре головного мозга. Лимбические структуры определяют эмоционально-негативное отношение к боли.
Согласно учению о родовой боли (К. И. Платонов, И. И. Вельвовский, А. П. Николаев, Ф. А. Сыроватко и др.), в формировании последней участвует также психогенный (условнорефлекторный) компонент, основой которого являются страх перед болью, убежденность в ее неизбежности, воспитанная сложившимися представлениями о том, что родам всегда сопутствует боль. Этот психогенный компонент способствует усилению болевых ощущений, происхождение которых связано с раздражением нервной системы матки и других отделов родовых путей. Приведенные краткие сведения о родовой боли показывают необходимость проведения психопрофилактической подготовки беременных к родам в условиях женской консультации.
Целями психопрофилактической подготовки к родам являются устранение психогенного компонента родовой боли, перестройка представления о ее неизбежности, снятие страха и опасений. Психопрофилактика способствует созданию нового представления о родах как благополучно протекающем физиологическом процессе, при котором сильная боль не является обязательной.
В процессе психопрофилактической подготовки врач внушает беременной необходимость спокойного и активного поведения во время родов, знакомит ее с основными сведениями о физиологии родов, их течении и с ощущениями в периоде раскрытия, изгнания, отделения и выделения последа. При этом он подчеркивает необязательность сильных болевых ощущений, разъясняет сущность и методику приемов, способствующих ослаблению болей.
Психопрофилактическую подготовку начинают практически с самого начала беременности. Ознакомление с анамнезом, выяснение отношения беременной к будущим родам, разъяснение физиологической сущности родов и необязательности страданий при них, устранение беспокойства и страха оказывают благоприятное воздействие на психику женщины. Контакт врача с беременной является важнейшим компонентом психопрофилактической подготовки к родам.
Систематические занятия по психопрофилактике начинаются с 32-35-й недели беременности. Они сводятся к проведению бесед (лекций) и обучению приемам, имеющим целью обеспечить правильное поведение женщины во время родов и снизить интенсивность болевых ощущений.
В психопрофилактике значительную роль играют педагогические факторы.
Рекомендуются следующие темы бесед [Петров-Маслаков М. А. и др., 1963]:
- Строение и функции половых органов (2-3 беседы).
- Зачатие и развитие плода (1-2 беседы).
- Изменения в организме женщины во время беременности (2 беседы).
- Гигиена беременности (питание, одежда, личная гигиена и др.) (2 беседы).
- Влияние факторов внешней среды на течение беременности и развитие плода (2 беседы).
- Гигиеническое значение физической культуры во время беременности (1-2 беседы).
- Сущность родового акта и основы правильного поведения роженицы (2 беседы).
- Послеродовой период (1 беседа).
- Гигиена родильницы (1 беседа).
- Роль женской консультации в охране здоровья женщины-матери и ребенка (1-2 беседы).
Каждая беседа состоит из лекционно-демонстрационной части (15-20 мин) и ответов на вопросы, возникающие у беременных.
Правила и приемы психопрофилактической подготовки изложены в учебниках [Бодяжина В. И., Жмакин К. Н., 1979], руководствах и монографиях [Вельвовский И. И., Николаев А. П., 1959, и др.]. Они хорошо знакомы врачам женских консультаций. Суть приемов обезболивания состоит в следующем.
Беседы о физиологии родов устраняют страх перед родами. Беременная успокаивается, у нее возникает сознательное отношение к родам, требующим соответствующего поведения. Беременная осваивает специальные приемы подготовки, состоящие из дыхательных, двигательных и психологических компонентов. Беременная верит, что выполнение этих приемов снизит болевые ощущения и обеспечит нормальное течение родов. Она осваивает приемы, способствующие экономному расходованию сил и активному участию в процессе родов. За время подготовки она овладевает аналгезирующими приемами пальпации (поглаживание, прижатие участка кожного покрова к внутренней поверхности передневерхних остей и наружным углам пояснично-крестцового ромба в сочетании с глубоким и ритмичным дыханием), самомассажа пояснично-крестцовой области и релаксации в соответствующие моменты родов (в паузы между схватками и потугами).
Психопрофилактическая подготовка к родам является крупным достижением акушерства. Опубликованы многочисленные исследования, указывающие снижение числа осложнений в родах у женщин, прошедших психопрофилактическую подготовку. Отмечается также уменьшение числа случаев асфиксии и родовых травм у новорожденных, матери которых выполняли все правила и приемы, усвоенные ими в процессе психопрофилактической подготовки.
Особо важное значение имеет психопрофилактическая подготовка для беременных, у которых в прошлом наблюдались осложнения и оперативные вмешательства в родах, затяжные роды, мертворождения, послеродовые заболевания и другие патологические процессы.
При сочетании психопрофилактической подготовки с применением физических факторов (облучение кварцевой лампой и др.) метод носит название физиопсихопрофилатической подготовки к родам. Такая подготовка относится к числу важных видов деятельности женских консультаций. Гуманное значение этой работы, ее роль в снижении осложнений в родах не подлежит сомнению.
Психопрофилактическую подготовку начинают практически с самого начала беременности. Ознакомление с анамнезом, выяснение отношения беременной к будущим родам, разъяснение физиологической сущности родов и необязательности страданий при них, устранение беспокойства и страха оказывают благоприятное воздействие на психику женщины. Контакт врача с беременной является важнейшим компонентом психопрофилактической подготовки к родам.
Система психопрофилактической подготовки беременных женщин к родам была разработана в 40 — 50-х годах XX в. К. И. Платоновым, И. И. Вельвовским, А. П. Николаевым и другими советскими акушерами-гинекологами и физиологами. Она получила мировое признание и по сей день является ведущим способом дородовой подготовки. В ряде стран она достигла более высокого уровня совершенства, чем на родине ее возникновения. Система психопрофилактической подготовки беременных женщин к родам предусматривает устранение у них страха и представления о неизбежности родовой боли, формирование грамотного понятия о родовом процессе и обучение правильному поведению в родах. Основным условием эффективности этого метода является доверительное отношение женщины к акушерке, врачу, которые проводят занятия.
Реализация метода психопрофилактической подготовки к беременности и родам начинается с проведения санитарно-просветительной работы в подростковом возрасте. Именно в этот период должны быть заложены основы знаний о репродуктивном здоровье, планировании семьи, подготовке к безопасному материнству. С наступлением беременности подготовка к родам конкретизируется путем проведения индивидуальных бесед и групповых занятий в течение диспансерного наблюдения.
Основные положения, которые должны быть учтены в процессе предродовой подготовки:
ознакомление женщины в доступном виде (с иллюстрациями) со строением репродуктивной системы, сущностью процессов оплодотворения и наступления беременности; изложение основ физиологии беременности и необходимости соблюдения правил поведения беременной женщины (режим труда и отдыха, питания, одежда, особенности гигиены и половой жизни). Особое внимание акцентируется на необходимости ведения здорового образа жизни; получение информации об основах физиологического течения родов по периодам и отдельных моментах, при которых возможно возникновение болевых ощущений (схватки, потуги, раскрытие шейки матки, изгнание плода), на индивидуальных или групповых занятиях; обучение правильному поведению женщины в родах с акцентированием внимания на схватках и раскрытии шейки матки (спокойное поведение, глубокое дыхание во время схваток, варианты положения, использование методов самообезболивания, необходимость отдыха между схватками, опорожнение кишечника и мочевого пузыря); информирование женщин о той помощи, которую ей будут оказывать врач и акушерка в процессе ведения родов по периодам. Методами самообезболивания следует считать: поглаживание живота, прижатие кожи к костным образованиям таза (гребни подвздошных костей, крестец, подкладывание рук к области ромба Михаэлиса);
· проведение контрольных занятий по проверке усвоения женщиной полученных знаний;
· проведение занятий по повторению необходимых моментов предродовой подготовки.
Четвертое и пятое занятие проводятся ближе к сроку родов (36-38 недель).
При подготовке к семейным родам включается и обучение доверенного лица (родственник, муж, близкий человек) основам физиологического течения беременности и родов и его действиям по оказанию доврачебной помощи в родах (участие в приемах самообезболиванпя, доверительные оптимистической направленности разговоры и т. д.).
Психопрофилактическая подготовка к родам не заканчивается в женской консультации, на ФАПе. Она также проводится в отделениях патологии беременных, в предродовых палатах и в родильном зале.
Обезболивание родов достигается другими немедикаментозными методами: абдоминальной декомпрессией, гидротерапией, массажем, рефлексотерапией (электро-, лазеро-, иглотерапией), чрескожной электростимуляцией, электроанальгезией, гипнозом, музыкой, аудиоанальгезией и др. В настоящее время считается, что правильное проведение физиопсихопрофилактической подготовки к родам с использованием отдельных из перечисленных немедикаментозных методов является высокоэффективным в обезболивании родов у большинства женщин.
ознакомление женщины в доступном виде (с иллюстрациями) со строением репродуктивной системы, сущностью процессов оплодотворения и наступления беременности; изложение основ физиологии беременности и необходимости соблюдения правил поведения беременной женщины (режим труда и отдыха, питания, одежда, особенности гигиены и половой жизни). Особое внимание акцентируется на необходимости ведения здорового образа жизни; получение информации об основах физиологического течения родов по периодам и отдельных моментах, при которых возможно возникновение болевых ощущений (схватки, потуги, раскрытие шейки матки, изгнание плода), на индивидуальных или групповых занятиях; обучение правильному поведению женщины в родах с акцентированием внимания на схватках и раскрытии шейки матки (спокойное поведение, глубокое дыхание во время схваток, варианты положения, использование методов самообезболивания, необходимость отдыха между схватками, опорожнение кишечника и мочевого пузыря); информирование женщин о той помощи, которую ей будут оказывать врач и акушерка в процессе ведения родов по периодам. Методами самообезболивания следует считать: поглаживание живота, прижатие кожи к костным образованиям таза (гребни подвздошных костей, крестец, подкладывание рук к области ромба Михаэлиса);
Психопрофилактическая подготовка беременных к родам (греч. psyche душа + prophylaktikos предохранительный) — метод подготовки беременных женщин к родам путем проведения специальных занятий, направленных на преодоление страха перед родами, предупреждение или облегчение болей во время родов. Психопрофилактическая подготовка беременных является важным звеном в системе рациональной организации родовспоможения.
Психопрофилактическая подготовка беременных оказывает большое дисциплинирующее и некоторое болеутоляющее действие, что благоприятно сказывается на течении и исходе родов; ее применение позволяет сократить продолжительность родов, уменьшить частоту разрывов промежности и шейки метки и слабости родовой деятельности, предотвратить гипоксию плода и асфиксию новорожденного, снизить величину кровопотери в последовом и раннем послеродовом периодах. Психопрофилактическая подготовка беременных помогает акушерам управлять родами, повышает общую культуру родовспоможения.
На основании учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности и анализа особенностей нервных процессов во время беременности и родов была создана концепция о происхождении и природе родовой боли. Установлено, что в формировании родовой боли наряду с раздражением нервных рецепторов полового аппарата принимает участие условнорефлекторный компонент, связанный с воздействием на вторую сигнальную систему. Страх перед родами, отрицательные эмоции резко понижают порог возбудимости коры головного мозга, и даже незначительные раздражители могут восприниматься как сильные боли. И наоборот, положительные эмоции повышают тонус коры и снижают болевую чувствительность.
В возникновении и укреплении отрицательных эмоций, связанных с родами, и страха перед ними существенная роль принадлежала общественно-историческим условиям, предрассудкам и религии. Роды, особенно патологические, с неблагополучным исходом для матери и ребенка внушали другим женщинам страх перед родами. Неминуемость родовых мук проповедовалась религией. Описание патологических родов в произведениях художественной литературы также способствовало закреплению в сознании женщин мнения о родах как о болезненном, мучительном, небезопасном для матери и ребенка процессе. Однако болевые ощущения не являются обязательными при развитии сократительной деятельности матки, брюшного пресса и скелетной мускулатуры, обеспечивающих нормальное течение родов (см.).
Русские врачи М. В. Добровольская в 1891 г. и А. Н. Ховрин в 1896 г. успешно применили гипноз для обезболивания родов. Сложность метода заключалась в необходимости присутствия во время родов врача-гипнотизера; метод не получил широкого распространения. Тем не менее была доказана возможность словесного воздействия на роженицу. В начале 30-х гг. 20 в. К. И. Платонов, А. П. Николаев и В. И. Здравомыслов предложили гипносуггестивный метод обезболивания родов. Научная разработка метода и внедрение П. п. б. относятся к 40-м гг. Основоположниками системы П. п. б. являются советский психоневролог И. 3. Вельвовский, невропатолог К. И. Платонов, акушеры В. А. Плотичер и Э. А. Шуг.
Разработанная в нашей стране система П. п. б. с 50-х гг. получила широкое распространение не только в нашей стране, но и за рубежом. Папа Пий XII от лица католической церкви дал разрешение на применение верующим католикам советского метода психопрофилактики болей в родах.
В 1951 г. был опубликован приказ Министра здравоохранения СССР о внедрении психопрофилактической системы как метода обезболивания родов (см.) в практику здравоохранения. Была намечена широкая программа учебного и организационно-методического характера. Много сделали для усовершенствования и популяризации метода А. П. Николаев, Ф. А. Сыроватко и А. И. Долин. Вначале метод именовался системой психопрофилактического обезболивания родов. В дальнейшем, когда стало очевидным преимущественно дисциплинирующее, а не обезболивающее действие метода, и возможность применения и совершенствования на его основе медикаментозного обезболивания, система получила название психопрофилактической подготовки беременных к родам. Сущность ее заключается в устранении страха и отрицательных эмоций перед родами, в убеждении женщины в необходимости ее активного и сознательного участия в родах. Этим достигается нормализация основных нервных процессов, регулирующих родовую деятельность, а также повышение порога возбудимости коры головного мозга. Благодаря этому не все импульсы из родовых путей преформируются в родовую боль.
Психопрофилактическая подготовка должна начинаться с первого посещения беременной женской консультации (см.) и длиться весь период беременности; особенно активно ее проводят в течение 4—5 нед. до родов и во время родов. Кроме тщательного акушерского, общесоматического и клинико-психологического обследования беременных, с ними проводятся занятия, включающие гимнастические упражнения и по показаниям — ультрафиолетовое облучение. Поэтому метод называют также физиопсихопрофилактической подготовкой к родам. П. п. б. не имеет противопоказаний.
Занятия проводятся в специально оборудованных кабинетах, где имеются наглядные учебные пособия (рисунки, таблицы, муляжи, плакаты). Целесообразно также иметь зал (помещение) для занятий гимнастическими упражнениями и проведения ультрафиолетового облучения.
На втором занятии беременных знакомят с течением нормальных родов по периодам. Обращают внимание на физиол, особенности первого и последующих периодов родов, на то, что первый период является самым продолжительным, характеризуется схватками, обеспечивающими раскрытие шейки матки, рассказывают о роли плодного пузыря и околоплодных вод. Женщинам разъясняют, что роды протекают при определенной затрате физических сил, особенно в периоде изгнания плода, и что их течение в значительной степени зависит от правильного поведения роженицы во время родов, от ее умения рационально расходовать физические силы, точно выполнять все указания медперсонала. Беспокойное поведение во время и вне схваток не только приведет к излишним затратам энергии, но может нарушить регулярность родовой деятельности и затруднить своевременное распознавание отклонений в родах от нормального течения. Беременных обучают правильному дыханию во время родов и приемам, позволяющим снизить болевые ощущения.
На третьем занятии повторяют сведения о периоде раскрытия шейки матки, изучают приемы, направленные на уменьшение болевых ощущений. Приемы заключаются в следующем: глубокое ритмичное дыхание во время схваток (роженица в это время должна лежать спокойно); легкое поглаживание живота кончиками согнутых пальцев рук в сочетании с дыханием, прижатие большими пальцами рук гребешков подвздошных костей у передневерхних остей, массаж кожи в пояснично-крестцовой области и др. Беременные под руководством врача, ведущего занятия, овладевают этими приемами.
Четвертое занятие посвящается второму и третьему периодам родов. Беременных обучают правильно тужиться (как задерживать дыхание во время потуги после предварительного глубокого вдоха, как сочетать потуги со схватками и т. д.), рассказывают, как надо вести себя вне потуг, в момент выведения головки и в послеродовом периоде.
На пятом занятии повторяют сведения, полученные ранее, еще раз выполняют приемы дыхания, поглаживания и др., знакомят с манипуляциями, которые проводятся медперсоналом в последовом и раннем послеродовом периодах (наблюдение за отделением последа, осмотр родовых путей).
Если позволяет время, проводят шестое занятие, на к-ром повторяют материал предыдущих занятий, изученные приемы и обучают беременных уходу за новорожденным.
Каждое занятие заканчивается гимнастическими упражнениями и, по показаниям, сеансом ультрафиолетового облучения. Иногда бывает целесообразно чередовать изложение материала с гимнастическими упражнениями. Проведенные занятия регистрируются в обменной карте беременных. Приемы и упражнения беременным рекомендуют повторять дома. Во время родов акушерка и врач напоминают роженице необходимые приемы и помогают правильно выполнять их.
По мере совершенствования метода в ряде консультаций стали выделять беременных с отягощенным акушерским анамнезом (группы риска) и отдельно заниматься с ними, воспитывая уверенность в благоприятном исходе предстоящих родов.
В. В. Абрамченко (1973) предложил метод психологического исследования с использованием разработанной им шкалы для количественной и качественной оценки психосоматического состояния беременных и рожениц, позволяющий оценить особенности их социального и психического статуса. В нем особое внимание обращается на отношение беременной к предстоящему появлению ребенка. Метод дает возможность проводить Психопрофилактическую подготовку беременных к родам дифференцированно, с учетом отклонений, которые могут быть выявлены у каждой женщины, и в случае необходимости сочетать П. п. б. с медикаментозным обезболиванием.
Результаты П. п. б. оцениваются врачом, ведущим роды, и заносятся в историю родов и обменную карту.
При этом по пятибалльной системе отдельно учитываются болеутоляющий и дисциплинирующий эффект (в числителе оценка болеутоляющего действия, в знаменателе — дисциплинирующего). В подавляющем большинстве случаев дисциплинирующий эффект выше обезболивающего. Кроме того, эффективность метода может оцениваться другим способом: наивысший эффект (+++), наименьший (+), неудовлетворительный эффект, т. е. беспокойное поведение роженицы, утрата контакта, крики (—).
Библиография: Баскаков В. П. О не которых особенностях психопрофилактического метода обезболивания родов, Труды Воен.-мед. акад. им. С. М. Кирова, т. 59, с. 64, Л., 1954; Бодяжина В. И. и Шмакин К. Н. Акушерство, с. 174, М., 1979; Вельвовский И. 3. Система психопрофилактического обезболивания родов, М., 1963, библиогр.; Петров-Маслаков М. А. Психопрофилактика родовых болей, Л., 1961; Плотичер В. А. Психопрофилактическая подготовка беременных к родам, М., 1959, библиогр.; Практическое акушерство, под ред. Я. П. Сольского, с. 167, Киев, 1976.
В. В. Абрамченко (1973) предложил метод психологического исследования с использованием разработанной им шкалы для количественной и качественной оценки психосоматического состояния беременных и рожениц, позволяющий оценить особенности их социального и психического статуса. В нем особое внимание обращается на отношение беременной к предстоящему появлению ребенка. Метод дает возможность проводить Психопрофилактическую подготовку беременных к родам дифференцированно, с учетом отклонений, которые могут быть выявлены у каждой женщины, и в случае необходимости сочетать П. п. б. с медикаментозным обезболиванием.
Психопрофилактическая подготовка беременных
к родам включает внушение будущей матери отношения к родам как к физиологическому процессу, обучение правильному поведению во время родов, в т.ч. приемам, способствующим уменьшению болей. Психопрофилактическая подготовка позволяет снять условнорефлекторный компонент родовой боли и тем самым способствует уменьшению болевых ощущений и благоприятному исходу родов. Большое значение имеет и дисциплинирующий эффект психопрофилактической подготовки психопрофилактическую подготовку к родам должны проходить все беременные. Проводит ее врач или специально обученная акушерка, начиная с первого обращения беременной в женскую консультацию или на фельдшерско-акушерский пункт. В первую очередь выясняют отношение женщины к беременности, опасения, связанные с ней. Суть бесед, которые проводятся во время каждого посещения женской консультации, состоит в устранении страха перед родами, формировании положительных эмоций, веры в эффективность психопрофилактической подготовки. Нельзя обещать беременной, что роды пройдут совершенно безболезненно. Необходимо приучить ее к мысли, что рождение ребенка, несмотря на значительную затрату физических и психических сил, приносит женщине глубокие радостные переживания.
За 4—5 нед. до предполагаемого срока родов с беременными проводят специальные занятия (обычно 4—5 занятий по 1 разу в неделю). На первом занятии в доступной форме дают краткие сведения об анатомическом строении женских половых органов, изменениях, происходящих в организме во время беременности и родов, физиологическом течении родов. Рассказывают о схватках (их регулярности, продолжительности), роли плодного пузыря в раскрытии шейки матки, периодах родов.
На втором занятии женщине объясняют, как она должна вести себя с момента появления схваток на протяжении I периода родов, обучают специальным приемам, направленным на ослабление болевых ощущений. К ним относятся спокойное, ритмичное дыхание во время хваток, поглаживание кончиками пальцев обеих рук нижней половины живота в направлении от средней линии живота над лобком кнаружи и вверх; поглаживание пояснично-крестцовой области; прижатие кожи кончиками больших пальцев к внутренней поверхности гребешков подвздошных костей в области верхних передних подвздошных остей; надавливание и области наружных углов пояснично-крестцового ромба (ромба Михаэлиса) путем подкладывания рук, сжатых в кулаки; отдых (по возможности дремота) в паузах между схватками с целью сохранения сил для II периода родов. Эти приемы должны быть хорошо усвоены беременной и точно выполняться во время родов по просьбе медперсонала, который, в свою очередь, должен обеспечить спокойную обстановку и приветливое отношение к роженице.
На третьем занятии беременным рассказывают об особенностях поведения роженицы во II периоде родов. Для усиления эффективности потуг после глубокого вдоха следует задержать дыхание на 10—15 с, что способствует увеличению мышечного напряжения, и повторять это 2—3 раза в течение схватки. Для уменьшения силы потуги (в момент выведения головки плода) необходимо постараться расслабить все мышцы. Затем разъясняют течение последового периода родов.
На четвертом занятии беременных знакомят с порядком поступления в родильный дом, с манипуляциями, проводимыми в течение родов (наружное исследование живота, влагалищное исследование, введение лекарственных препаратов с целью профилактики гипоксии плода и др.), с особенностями раннего послеродового периода. На пятом занятии закрепляют пройденное на предыдущих занятиях.
Необходимо рекомендовать беременной повторять дома усвоенные ею приемы. Если женщина не прошла психопрофилактической подготовки во время беременности, ее обучают всем приемам в родильном доме, но эффект при этом ниже, чем при продолжительной психопрофилактической подготовке.
Более целесообразным считают сочетание психопрофилактической подготовки беременных к родам с физической (физиопсихопрофилактика). Физическая подготовка беременных к родам включает специальные гимнастические упражнения и УФ-облучение (по назначению и под контролем врача), а также выполнение санитарно-гигиенических правил (см. Беременность).
Библиогр.: Бодяжина В.И. Акушерская помощь в женской консультации, с. 88, М., 1987.
Психопрофилактическая подготовка беременных
подготовка беременных женщин к родам путем проведения занятий и бесед, направленных на преодоление страха перед родами, обучение приемам уменьшения боли и содействия родовому акту.
Более целесообразным считают сочетание психопрофилактической подготовки беременных к родам с физической (физиопсихопрофилактика). Физическая подготовка беременных к родам включает специальные гимнастические упражнения и УФ-облучение (по назначению и под контролем врача), а также выполнение санитарно-гигиенических правил (см. Беременность).
1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг .
Смотреть что такое «Психопрофилактическая подготовка беременных» в других словарях:
психопрофилактическая подготовка беременных — подготовка беременных женщин к родам путем проведения занятий и бесед, направленных на преодоление страха перед родами, обучение приемам уменьшения боли и содействия родовому акту … Большой медицинский словарь
Роды — I Роды Роды (partus) физиологический процесс изгнания из матки плода, околоплодных вод и последа (плаценты, плодных оболочек, пуповины) после достижения плодом жизнеспособности. Жизнеспособным Плод, как правило, становится по истечении 28 нед.… … Медицинская энциклопедия
Обезбо́ливание ро́дов — комплекс профилактических и лечебных мероприятий, направленных на устранение или уменьшение болевых ощущений во время родов. Боль в процессе родовой деятельности возникает в результате раскрытия шейки матки, обладающей высокочувствительными… … Медицинская энциклопедия
Беременность — I Беременность Беременность (graviditas) физиологический процесс развития в женском организме оплодотворенной яйцеклетки, в результате которого формируется плод, способный к внеутробному существованию. Возможно одновременное развитие двух и более … Медицинская энциклопедия
БЕРЕМЕННОСТЬ — – физиологический процесс, во время которого в организме женщины из оплодотворенной яйцеклетки развивается плод, способный к внеутробной жизни. Чаще наблюдается беременность одним плодом, возможно одновременное развитие двух и более плодов (см.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Женская консультация — структурное подразделение родильного дома, поликлиники или медико санитарной части, предназначенное для оказания амбулаторной акушерско гинекологической помощи и диспансеризации женщин во время беременности, после родов, а также женщин с… … Медицинская энциклопедия
Родовая травма — – 1. любая травма, полученная ребёнком во время родов. Частота родовых черепно мозговых травм разной степени тяжести у новорождённых составляет, по разным сведениям, до 50 80%. В США число серьёзных родовых травм (аноксия и структурное… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
РОДЫ — – физиологический процесс изгнания из матки плода, околоплодных вод и последа (плаценты, плодных оболочек, пуповины) после достижения плодом жизнеспособности. Жизнеспособным плод, как правило, становится по истечении 28 нед беременности, когда… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Родовая травма — – 1. любая травма, полученная ребёнком во время родов. Частота родовых черепно мозговых травм разной степени тяжести у новорождённых составляет, по разным сведениям, до 50 80%. В США число серьёзных родовых травм (аноксия и структурное… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.