Манипуляция
Оснащение: резиновые перчатки; маска; молоко, подогретое до температуры 37-38°С; стерильный желудочный катетер; зажим; стерильный шприц 20 мл; лоток для оснащения; электроотсос или резиновая груша.
1. Объяснить маме цель и ход проведения предстоящей процедуры.
2. Подготовить необходимое оснащение.
4. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.
5. Уложить ребенка на бок с приподнятым головным концом, зафиксировать такое положение с помощью валика.
6. Измерить глубину введения катетера от мочки уха до кончика носа и от кончика носа до конца мечевидного отростка. Сделать метку.
7. Присоединить к зонду шприц и проверить его проходимость, пропустив через него воздух. Следить, чтобы свободный конец катетера был постоянно зафиксирован рукой.
8. Удалить поршень из шприца. Поместить шприц в левую руку и пропустить присоединенный катетер между указательным и средним пальцами левой руки, расположив его слепым концом вверх.
9. Заполнить шприц на 1/3 объема грудным молоком.
10. Взять слепой конец зонда в правую руку и, осторожно опуская его вниз, заполнить молоком (до появления первой капли молока из отверстия в области слепого конца зонда).
11. Вернуть зонд в левую руку в исходное положение.
12. Зажать катетер зажимом на расстоянии 5-8 см со стороны шприца.
13. Кольцо зажима поместить на большой палец левой руки.
14. Правой рукой взять зонд на расстоянии 7-8 см от слепого конца, смочить его в молоке.
15. Вставить зонд через нос по нижнему носовому ходу или рот по средней линии языка до отметки (при введении зонда не прилагать усилий и следить, нет ли одышки, цианоза и т.д.).
16. Добавить в шприц молоко.
17. Приподняв шприц, снять зажим с катетера и медленно (регулируя высоту расположения шприца) ввести молоко в желудок младенца.
18. При достижении молоком устья шприца, вновь наложить зажим на катетер. Если в результате проведенных мероприятий не было введено все отмеренное количество молока, вновь заполнить им шприц и ввести в желудок ребенку.
19. Зажать катетер большим и указательным пальцами правой руки на расстоянии 2-3см от ротовой полости и быстрым движением извлечь его через салфетку.
20. Положить ребенка на правый бок с приподнятым головным концом
21. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
22. Использованный инструментарий поместить в дезраствор.
18. При достижении молоком устья шприца, вновь наложить зажим на катетер. Если в результате проведенных мероприятий не было введено все отмеренное количество молока, вновь заполнить им шприц и ввести в желудок ребенку.
Практическая манипуляция: «Вскармливании недоношенных новорожденных через зонд».
№ | Алгоритм действия | Исходный балл | Полученный балл |
1. | Объяснить маме / законному представителю / цель исследования и ход проведения процедуры. Получить информированное согласие. | ||
2. | Оснащение: — косынка, маска, фартук; — отмеренное количество молока на одно кормление, подогретое до температуры 37-38 градусов; — стерильные пакеты с пинцетом; — стерильный желудочный катетер (зонд), — шприц на 20 мл; — стерильные салфетки; — маска для подачи кислорода; — перчатки; — чистая пеленка; — зажим; — дезраствор; — лоток для оснащения; — лоток для использованного материала; — стерильная ветошь. — емкость с дезраствором для использованной ветоши; Обязательное условие: недоношенному новорожденному ребенку до и после кормления необходимо провести кислородотерапию с целью профилактики приступов апноэ, которые могут возникнуть из-за функциональной незрелости органов дыхания. | ||
3. | Вымыть руки гигиеническим способом и осушить их. Одеть перчатки. | ||
4. | Надеть маску и фартук. | ||
5. | Продезинфицировать фартук и поверхности стерильной ветошью, сбросить в емкость с дезраствором. | ||
6. | Обработать руки в перчатках. | ||
7. | Уложить ребенка на пеленальном столе с приподнятым головным концом, голову повернуть набок. Зафиксировать такое положение с помощью валика из пеленки. | ||
8. | Дать подышать увлажненным кислородом; | ||
9. | Положить стерильную салфетку на грудь ребёнка. | ||
10. | Взять зонд стерильной салфеткой. | ||
11. | Определить длину введения зонда (от мочки уха до кончика носа и до конца мечевидного отростка). Сделать метку. | ||
12. | Присоединить к зонду шприц и проверить его проходимость, пропустив через него воздух. Следить, чтобы свободный конец зонда был постоянно зафиксирован рукой. | ||
13. | Смочить конец зонда молоком. | ||
14. | Ввести зонд в рот ребёнку и по средней линии языка в желудок до отметки. Примечание: если у ребёнка появились кашель, цианоз, значит зонд попал в дыхательные пути. Следует извлечь его и повторить манипуляцию. | ||
15. | Проверить положение зонда после его введения. (Для этого необходимо отсосать шприцем содержимое желудка. Если в шприце появится достаточное количество мутноватой жидкости с хлопьями, значит зонд находится в желудке). | ||
16. | Отсоединить шприц и вынуть поршень. | ||
17. | Подсоединить зонд к канюле шприца. | ||
18. | Держать шприц на уровне желудка ребёнка, слегка наклонить его и влить необходимое количество грудного молока. | ||
19. | Поднять осторожно шприц таким образом, чтобы молоко начало поступать в желудок (рассчитанный объём). | ||
20. | Перекрыть зонд зажимом и оставить в желудке на 3-4 минуты. | ||
21. | Убедится, что зонд перекрыт и быстро извлечь его из желудка. (Если зонд остаётся открытым, то возможна аспирация) | ||
22. | Придать ребёнку полувертикальное положение для отрыжки воздухом. Положить на правый бок с приподнятым головным концом. | ||
23. | Дать подышать увлажнённым кислородом. | ||
24. | Обработать использованные предметы. | ||
25. | Снять перчатки. Вымыть, осушить руки. Примечание: глубоко недоношенным и травмированным новорождённым проводить все манипуляции в кувезе. Постоянный зонд вводится через нос на срок не более 12 часов, зонд для однократного кормления рекомендуется вводить через рот. | ||
Всего |
Критерии оценки выполнения манипуляции: «вскармливании недоношенных новорожденных через зонд»
Профессиональные компетенции (ПК) | Количество баллов | оценка | Уровень проявления компетенции |
ПК 4.1. ПК 4.4.. | 32-36 | «5» | «Компетенции освоены» |
29-31 | «4» | ||
25-28 | «3» | ||
24 балла и менее | «2» | «Компетенции не освоены» |
Практическая манипуляция: «Вскармливании недоношенных новорожденных через зонд».
Цель:обеспечить новорожденного ребенка необходимым количеством пищи, когда естественное питание через рот невозможно.
— невозможностьестественного кормления через рот;
— отсутствие сосательного и глотательного рефлекса.
Противопоказания:
— крайне тяжелое состояние ребенка;
— глубокая недоношенность с дыхательными растройствами, нарушением кровообращения, угнетением ЦНС.
— отмеренное необходимое количество молока на одно кормление, подогретое до температуры 37 — 38◦С;
— стерильный желудочный катетер (зонд);
— лоток для использованного оснащения;
— электроотсос или резиновая груша;
— кислородная маска с системой обеспечения подачи кислорода;
— стерильный материал (марлевые салфетки) в биксе или крафт – пакете;
— емкость с дезраствором для обеззараживания поверхности и использованного оснащения.
Обязательные условия:размер желудочного катетера зависит от массы тела ребенка:
— масса менее 1000 г — №4 носовой или №6 ротовой;
— масса 1000 — 2500г — №6 носовой и ротовой;
— масса более 2500г — №6 носовой или №10ротовой.
Недоношенному новорожденному ребенку до и после кормления необходимо провести кислородотерапию с целью профилактики приступов апноэ.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к манипуляции | |
1. Объяснить маме/родственникам цель и ход проведения манипуляции | Обеспечение права родителей на информацию |
2. Подготовить необходимое оснащение | Обеспечение четкости выполнения манипуляции |
3. Надеть косынку, маску. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки | Обеспечение инфекционной безопасности |
4. Уложить ребенка на бок с приподнятым головным концом, зафиксировать такое положение с помощью валика | Предупреждение аспирации |
5. Провести санацию носовых ходов и полости рта | Предупреждение аспирации |
Выполнение манипуляции | |
1.Положить на грудь ребенку стерильную пеленку | Предупреждение контакта катетера с нестерильным бельем ребенка |
2. Распечатать упаковку с катетером, предварительно проверив герметичность упаковки и срок годности катетера. | Обеспечение инфекционной безопасности |
3.Измерить глубину введения катетера от мочки уха до кончика носа и от кончика носа до конца мечевидного отростка. Сделать метку. Примечание: можно измерить глубину введения катетера следующим образом: от кончика носа за ухо и до верхнего края грудины | Обеспечение введения катетера в желудок |
Этапы | Обоснование |
4. Присоединить к зонду шприц и проверить его проходимость, пропустив через него воздух. Примечание: следить чтобы свободный конец катетера был постоянно зафиксирован рукой | Обеспечение эффективности проведения манипуляции |
5. Удалить поршень из шприца. Поместить шприц в левую руку и пропустить присоединенный катетер между указательным и средним пальцами левой руки, расположив его слепыи концом вверех. Заполнить шприц на 1/3 объема грудным молоком | Предупреждение истечения молока из катетера при дальнейшем его заполнении |
6. Взять слепой конец зонда в правую руку и, осторожно опуская его вниз, заполнить молоком (до появления первой капли молока из отверстия в области слепого конца зонда) | Вытеснение воздуха из катетера предупреждает попадание воздуха в желудок малыша |
7. Вернуть зонд в левую руку в исходное положение. Примечание: во время заполнения зонда молоком следить, чтобы слепой конец зонда постоянно был поднят вверх | Обеспечение эффективности выполнения манипуляции |
8. Зажать катетер зажимом на расстоянии 5 – 8 см со стороны шприца. Кольцо зажима поместить на большой палец левой руки. | Исключение вытекания из катетера молока. Предупреждение соскальзывания катетера со шприца. |
Правой рукой взять зонд на расстоянии 7 – 8 см от слепого конца. Смочить его в молоке | Влажный зонд легче ввести. Предупреждение травмирования слизистых оболочек |
9. Вставить зонд через нос по нижнему носовому ходу или рот по средней линии языка до отметки (при введении зонда не прилагать усилий и следить, нет ли одышки, цианоза и т.п.) | Исключение попадания зонда в дыхательные пути |
10.Присоединить шприц к катетеру, проверить фиксацию и попытаться отсосать содержимое. Если при этом будет получено содержимое желудка, значит, катетер введен правильно. При отсутствии патологических примесейсодержимое желудка возвращают для сохранения электролитов и ферментов | Контроль нахождения катетера в желудке |
Этапы | Обоснование |
11. Добавить в шприц молоко. Приподняв шприц, снять зажим с катетера и медленно (регулируя высоту расположения шприца) ввести молоко в желудок младенца | Медленное поступление молока предотвращает резкое усиление перистальтики желудка и появление рвоты |
12.При достижении молоком устья шприца, вновь наложить зажим на катетер. Примечание: если в результате проведенных мероприятий не было введено все отмеренное количество молока, вновь заполнить им шприц и ввести в желудок ребенку | Предупреждение попадания воздуха в желудок |
13.Отсоединить шприц, перкрыть катетер и оставить его на 3 – 4 мин в желудке, чтобы успокоилась перистальтика и не произошло срыгивания вслед за извлечением катетера. Быстрым движением извлечь его через салфетку и бросить в лоток. | Профилактика рвоты |
Завершение манипуляции | |
1.Взять ребенка на руки и подержать в вертикальном положении пока не произойдет отрыжка воздухом Примечание: недоношенным детям, выхаживаемым в кувезе, а также травмированным вертикальное положение не придается | Профилактика аэрофагии |
2.Положить ребенка на бок с приподнятым головным концом и верхней частью туловища | Уменьшается вероятность аспирации. Облегчается опорожнение желудка |
3.Использованные катетер, шприц, пинцет обеззаразить в соответствующих емкостях с дезраствором | Обеспечение инфекционной безопасности |
4. Снять перчатки, вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
Примечание: детей с малой массой тела и гестационным возрастом менее 32 недель кормят через назо – или орогастральный зонд (предпочтительнее последний, так как введение зонда через нос вызывает затруднение дыхания). Во избежание развития инфицирования и пролежней не рекомендуется оставлять постоянный зонд на время свыше 2 – х дней. Введение молока необходимо осуществлять капельно, через специальные шприцевые перфьюзоры (автоматические дозаторы «Линемат» и др.), при их отсутствии можно использовать стерильные шприцы и капельницы.
Кормление ребенка с ложки
Цель:обеспечить полноценное питание, при невозможности грудного вскармливания.
— абсолютные и относительные противопоказания к кормлению грудью;
— отсутствие сосательного рефлекса.
Противопоказания:нет
— хлопчатобумажные салфетки (разовые бумажные салфетки);
— чайная ложка с неострыми краями;
— блюда питания (грудное молоко, адаптированная молочная смесь)
Техника безопасности:держать ребенка на руках с приподнятой головой.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к манипуляции | |
1.Выяснить у мамывкусовые особенности ребенка | Обеспечение рационального питания с учетом индивидуальных особенностей ребенка |
2.Вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
3.Приготовить грудное молоко или смесь в необходимом количестве. Примечание: температура молока/смеси не должна превышать температуру тела | Предупреждение недокорма или перекорма Обеспечение улучшения вкусовых ощущений |
Выполнение манипуляции | |
1.Проверить температуру молока/смеси, капнув несколько капель на тыльную поверхность своего лучезапястного сустава | Теплая пища не вызывает спазма гладкой мускулатуры желудка, хорошо всасывается, не вызывает ожогов слизистой оболочки |
2. Взять ребенка на руки. Прикрыть его грудь салфеткой | Предупреждение аспирации пищи Предупреждение загрязнения одежды |
Этапы | Обоснование |
3. Ложкой, наполненной на ½ пищей, коснуться нижней губы (ребенок открывает рефлекторно рот), затем прикоснуться ложкой к языку и влить молоко/смесь в рот. Извлечь пустую ложку | Обеспечивается попадание пищи в ротовую полость |
4. Подождать, пока ребенок проглотит пищу, при необходимости вытирая салфеткой губы. Примечание: кормить медленно, следующую порцию молока вливают в рот только после того, как ребенок проглотит предыдущую | Предупреждение загрязнения белья Предупреждение аспирации пищи |
Завершение манипуляции | |
1.Осмотреть полость рта, убедиться, что молока во рту не осталось | Предупреждение вторичной асфиксии |
2. Придать ребенку вертикальное положение для отрыгивания воздуха | Профилактика аэрофагии |
3. Убрать салфетку, прикрывающую грудь и шею ребенка. Уложить ребенка в кроватку на бочок | Обеспечение комфортного состояния |
4. Вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
— емкость с дезраствором для обеззараживания поверхности и использованного оснащения.
Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.