Не обязательно быть специалистом в области детской психологии или физиологии, чтобы заметить, какое огромное значение для развития ребенка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения. Прикосновение к материнской груди, попытки ухватить погремушку, дотронуться губками, ручками, ножками до любого незнакомого предмета — важнейшие, естественные действия малыша. Рука, пальцы, ладошки ребенка — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Можно даже говорить о своеобразном сенситивном периоде развития руки. Рука ребенка прикасается к шершавой ракушке и гладкому камню. Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы.
Можно сколько угодно рассказывать ребенку о том, что виноград бывает кислым и сладким, что сорт «дамские пальчики» отличается от сорта «киш-миш», но все это будет плохо усвоено ребенком до тех пор, пока он сам не прикоснется пальчиками к глянцевым, наполненным соком плодам винограда и не попробует его на вкус. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление. Мария Монтессори считала, что среди многих участвующих в восприятии предмета чувств надо изолировать одно-единственное, чтобы процесс упорядочивания мышления происходил наиболее успешно. Она предлагала детям несколько специальных дидактических материалов, в которых требовалось сравнить какие-нибудь очень похожие предметы с одним отличием. Из этих предметов надо было выстраивать сериационные ряды, находить им пары. В некоторых случаях следовало закрыть глаза, если речь шла, например, о работе с шершавыми табличками, звонками, тепловыми или весовыми табличками. Внимание ребенка фокусируется именно на том изолированном чувстве, которое упражняется. Это явление хорошо знакомо нам, взрослым, например, когда мы слушаем музыку и хотим сосредоточиться на мастерстве ее исполнения: мы невольно прикрываем глаза, как бы изолируя слух. Так же и у детей: чтобы лучше ощутить гладкую или шероховатую поверхность, можно предложить им закрыть глаза, проводя по этой поверхности рукой. Тактильное чувство будет в таком случае утончаться само собой.
Ее устраивают прямо на полу. По кругу рассыпают гладкие камушки (гальку), солому, чистый песок, комочки бумаги, зернышки овса, кладут махровую ткань, куски меха, деревянные дощечки и пр. Детям предлагают пойти в ванную комнату, снять обувь, облить теплой водой ножки и вытереть их насухо. Каждый, кто это уже сделал, становится босиком на шершавую дорожку и медленно идет по ней, стараясь не сойти в сторону. Звучит тихая музыка. Можно расставить руки в стороны для равновесия. Ступни ног чувствуют шершавые и гладкие участки дорожки. Дети стараются двигаться красиво, грациозно. Незаметно для себя они тренируются координировать движения, концентрируют внимание, учатся владеть своим телом.
Разумеется, такую дорожку можно сделать и на улице, во дворе. Собственно, и делать-то ее специально не обязательно. Просто разрешать детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Поскольку центры тактильных ощущений в головном мозге расположены рядом с центрами речевого развития, то для развития речи тренировка ступней ног имеет ничуть не меньшее значение, чем тренировка пальцев рук. То есть, путешествуя по шершавой дорожке, ребенок незаметно развивает свою речь.
Тактильное чувство хорошо развивается, когда руки ребенка свободно ощупывают маленькие и большие предметы. Не менее полезно пересыпать руками песок, строить из него каналы, горки, дороги. Во многих детских группах М. Монтессори ставят специальную большую коробку на подставке, в которую насыпают песок. Конечно, в летнее время дети играют в песочнице во дворе. Например, весь уличный городок для ребятишек в Мюнхенском детском центре (Германия) представляет собой одну большую песочницу, заполненную чистым мелким песком и огороженную низеньким заборчиком. По этой песочнице можно бегать босиком, прыгать, строить в ней замки, прокладывать дороги и настоящие тоннели. Когда идет дождь, песочницу специально прикрывают огромной клеенкой, чтобы песок не намокал. Оказывается, и самая обыкновенная дворовая песочница требует заботы и внимания взрослых.
Одно из любимых детских упражнений на развитие тактильных ощущений — раскладывание полотняных мешочков с зерном.
Мешочки шьют небольшого размера, например, 5х10 см из льняного полотна, до половины заполняют различным зерном и зашивают со всех сторон. Обычно делают 4-5 одинаковых пар мешочков: два мешочка с гречкой, два — с пшеницей, два — с рисом, два — с пшеном и т. д. Можно сшить 4 синих мешочка и 4 белых. Задача ребенка — на ощупь подобрать пару мешочков с одним и тем же зерном.
Шершавый коврик «Правая и левая рука»
Этот коврик можно увидеть в московском детском саду «Монтессори-Ромашка». Его придумали и изготовили для своих ребятишек педагоги Елена Максимова и Елена Никитина. Он висит низко на стене около входа в рабочую комнату группы Монтессори так, что каждый ребенок может запросто приложить к нему свои ладошки.
На гладкое матерчатое полотно коврика пришиты шерстяные детские перчатки с разноцветными пальчиками. Над одной из них прикреплена надпись: «ПРАВАЯ», а над другой — «ЛЕВАЯ». Редко какой малыш войдет утром в комнату, не дотронувшись до этих веселых перчаток. А взгляд невзначай скользнет по надписям. Так и не заметишь, как выучишь: где левая рука, а где — правая.
Такие же перчатки с разноцветными пальчиками лежат и в корзинке в рабочей комнате. А рядом с ними — таблички с названиями пальцев: «Большой», «Указательный», «Средний», «Безымянный», «Мизинец». Обратная сторона табличек выкрашена в цвет, соответствующий цвету пальчика перчатки. Это позволяет ребенку самостоятельно проверить, правильно ли он разложил таблички. Если дети еще не умеют читать, слова-названия будут осваиваться ими на интуитивном уровне. Ребенок может надеть перчатку на руку и назвать пальчики, загибая их один за другим.
М. Монтессори так описывала презентацию этого материала: «Среди наших дидактических материалов имеется хорошенький шкафчик из папки, в ящичках которого разложены прямоугольные кусочки различных материй: бархат, сатин, шелк, ситец, полотно и т. п. Мы предлагаем ребенку потрогать каждый из этих кусочков, произнося соответствующее название и добавляя несколько определений качества, как «грубый», «тонкий», «мягкий». Затем подзываем ребенка и сажаем его за один из столиков, откуда его могут наблюдать сверстники; завязываем ему глаза и даем ткани одну за другой. Он их трогает, поглаживает, мнет между пальцами и говорит: «Это бархат»; «Это тонкое полотно»; «Это грубое сукно» и т. п. Это упражнение возбуждает всеобщий интерес. Когда мы даем ребенку какой-нибудь предмет, например, лист атласной бумаги, наше маленькое собрание трепещет в ожидании его ответа».
Эти фигурки названы по имени госпожи Алессандрины Равиццы, жившей во времена Марии Монтессори в Милане. Они представляли собой плоские деревянные фигурки, вырезанные по контуру, разрисованные с двух сторон красками и поставленные на «ножку». Это были маленькие деревья, домики, зверушки, предметы домашнего обихода. Ребенок доставал фигурки из коробки, рассматривал их, ощупывал по контуру и складывал в небольшую корзиночку. Наставница накрывала корзиночку платком и предлагала ребенку, не подглядывая, а лишь ощупывая предметы, достать из нее, например, домик или деревце. Детей просили «интерпретировать» игрушку, то есть рассказать о ней, что им известно. М. Монтессори писала, что игрушки Равиццы — это своеобразный мостик, постепенно ведущий ребенка к умению наслаждаться формой и краской.
В России игрушки Равиццы назывались бирюльки. Их обычно вырезали из мягкого дерева, березы или сосны, и делали не плоскими на ножке, а объемными. И раскрашивали их не всегда. Разные российские губернии славились особой формой бирюлек и специфическим их набором. Для бирюлек делали специальную берестяную или деревянную коробочку. Но чаще всего их клали в полотняный мешочек с завязкой.
С бирюльками дети играют по-разному, но одной из любимых игр всегда была именно такая, как и с фигурками Равиццы. Их складывали в волшебный мешочек, ребенок опускал в него ручку, ощупывал бирюльки и по просьбе взрослого доставал одну из них. Игра усложнялась, если игрушек в мешочке становилось все больше. Часто, особенно если фигурки были раскрашены, требовалось немало усилий, чтобы отличить одну бирюльку от другой: многие детали не прощупывались, так как были лишь нарисованы. Бирюльки незаметно развивали в ребенке внимательность, абстрактное мышление, умение сопоставить тактильное и зрительное восприятие.
Мешочки шьют небольшого размера, например, 5х10 см из льняного полотна, до половины заполняют различным зерном и зашивают со всех сторон. Обычно делают 4-5 одинаковых пар мешочков: два мешочка с гречкой, два — с пшеницей, два — с рисом, два — с пшеном и т. д. Можно сшить 4 синих мешочка и 4 белых. Задача ребенка — на ощупь подобрать пару мешочков с одним и тем же зерном.
Не обязательно быть специалистом в области детской психологии или физиологии, чтобы заметить, какое огромное значение для развития ребенка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения. Прикосновение к материнской груди, попытки ухватить погремушку, дотронуться губками, ручками, ножками до любого незнакомого предмета — важнейшие, естественные действия малыша. Рука, пальцы, ладошки ребенка — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Можно даже говорить о своеобразном сенситивном периоде развития руки. Рука ребенка прикасается к шершавой ракушке и гладкому камню. Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы.
Можно сколько угодно рассказывать ребенку о том, что виноград бывает кислым и сладким, что сорт «дамские пальчики» отличается от сорта «киш-миш», но все это будет плохо усвоено ребенком до тех пор, пока он сам не прикоснется пальчиками к глянцевым, наполненным соком плодам винограда и не попробует его на вкус. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление. Мария Монтессори считала, что среди многих участвующих в восприятии предмета чувств надо изолировать одно-единственное, чтобы процесс упорядочивания мышления происходил наиболее успешно. Она предлагала детям несколько специальных дидактических материалов, в которых требовалось сравнить какие-нибудь очень похожие предметы с одним отличием. Из этих предметов надо было выстраивать сериационные ряды, находить им пары. В некоторых случаях следовало закрыть глаза, если речь шла, например, о работе с шершавыми табличками, звонками, тепловыми или весовыми табличками. Внимание ребенка фокусируется именно на том изолированном чувстве, которое упражняется. Это явление хорошо знакомо нам, взрослым, например, когда мы слушаем музыку и хотим сосредоточиться на мастерстве ее исполнения: мы невольно прикрываем глаза, как бы изолируя слух. Так же и у детей: чтобы лучше ощутить гладкую или шероховатую поверхность, можно предложить им закрыть глаза, проводя по этой поверхности рукой. Тактильное чувство будет в таком случае утончаться само собой.
Тактильная дорожка (для детей от 1 года)
Ее устраивают прямо на полу. По кругу рассыпают гладкие камушки (гальку), солому, чистый песок, комочки бумаги, зернышки овса, кладут махровую ткань, куски меха, деревянные дощечки и пр. Детям предлагают пойти в ванную комнату, снять обувь, облить теплой водой ножки и вытереть их насухо. Каждый, кто это уже сделал, становится босиком на шершавую дорожку и медленно идет по ней, стараясь не сойти в сторону. Звучит тихая музыка. Можно расставить руки в стороны для равновесия. Ступни ног чувствуют шершавые и гладкие участки дорожки. Дети стараются двигаться красиво, грациозно. Незаметно для себя они тренируются координировать движения, концентрируют внимание, учатся владеть своим телом.
Разумеется, такую дорожку можно сделать и на улице, во дворе. Собственно, и делать-то ее специально не обязательно. Просто разрешать детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Поскольку центры тактильных ощущений в головном мозге расположены рядом с центрами речевого развития, то для развития речи тренировка ступней ног имеет ничуть не меньшее значение, чем тренировка пальцев рук. То есть, путешествуя по шершавой дорожке, ребенок незаметно развивает свою речь.
Домашняя песочница (для детей от 2,5 лет)
Тактильное чувство хорошо развивается, когда руки ребенка свободно ощупывают маленькие и большие предметы. Не менее полезно пересыпать руками песок, строить из него каналы, горки, дороги. Во многих детских группах М. Монтессори ставят специальную большую коробку на подставке, в которую насыпают песок. Конечно, в летнее время дети играют в песочнице во дворе. Например, весь уличный городок для ребятишек в Мюнхенском детском центре (Германия) представляет собой одну большую песочницу, заполненную чистым мелким песком и огороженную низеньким заборчиком. По этой песочнице можно бегать босиком, прыгать, строить в ней замки, прокладывать дороги и настоящие тоннели. Когда идет дождь, песочницу специально прикрывают огромной клеенкой, чтобы песок не намокал. Оказывается, и самая обыкновенная дворовая песочница требует заботы и внимания взрослых.
Мешочки с зерном (для детей от 6 месяцев)
Одно из любимых детских упражнений на развитие тактильных ощущений — раскладывание полотняных мешочков с зерном.
Мешочки шьют небольшого размера, например, 5х10 см из льняного полотна, до половины заполняют различным зерном и зашивают со всех сторон. Обычно делают 4-5 одинаковых пар мешочков: два мешочка с гречкой, два — с пшеницей, два — с рисом, два — с пшеном и т. д. Можно сшить 4 синих мешочка и 4 белых. Задача ребенка — на ощупь подобрать пару мешочков с одним и тем же зерном.
Шершавый коврик «Правая и левая рука» (для детей с 3 лет)
Этот коврик можно увидеть в московском детском саду «Монтессори-Ромашка». Его придумали и изготовили для своих ребятишек педагоги Елена Максимова и Елена Никитина. Он висит низко на стене около входа в рабочую комнату группы Монтессори так, что каждый ребенок может запросто приложить к нему свои ладошки.
На гладкое матерчатое полотно коврика пришиты шерстяные детские перчатки с разноцветными пальчиками. Над одной из них прикреплена надпись: «ПРАВАЯ», а над другой — «ЛЕВАЯ». Редко какой малыш войдет утром в комнату, не дотронувшись до этих веселых перчаток. А взгляд невзначай скользнет по надписям. Так и не заметишь, как выучишь: где левая рука, а где — правая.
Такие же перчатки с разноцветными пальчиками лежат и в корзинке в рабочей комнате. А рядом с ними — таблички с названиями пальцев: «Большой», «Указательный», «Средний», «Безымянный», «Мизинец». Обратная сторона табличек выкрашена в цвет, соответствующий цвету пальчика перчатки. Это позволяет ребенку самостоятельно проверить, правильно ли он разложил таблички. Если дети еще не умеют читать, слова-названия будут осваиваться ими на интуитивном уровне. Ребенок может надеть перчатку на руку и назвать пальчики, загибая их один за другим.
Лоскутки (для детей с 3 лет)
М. Монтессори так описывала презентацию этого материала: «Среди наших дидактических материалов имеется хорошенький шкафчик из папки, в ящичках которого разложены прямоугольные кусочки различных материй: бархат, сатин, шелк, ситец, полотно и т. п. Мы предлагаем ребенку потрогать каждый из этих кусочков, произнося соответствующее название и добавляя несколько определений качества, как «грубый», «тонкий», «мягкий». Затем подзываем ребенка и сажаем его за один из столиков, откуда его могут наблюдать сверстники; завязываем ему глаза и даем ткани одну за другой. Он их трогает, поглаживает, мнет между пальцами и говорит: «Это бархат»; «Это тонкое полотно»; «Это грубое сукно» и т. п. Это упражнение возбуждает всеобщий интерес. Когда мы даем ребенку какой-нибудь предмет, например, лист атласной бумаги, наше маленькое собрание трепещет в ожидании его ответа».
Фигурки Равиццы (для детей с 3 лет)
Эти фигурки названы по имени госпожи Алессандрины Равиццы, жившей во времена Марии Монтессори в Милане. Они представляли собой плоские деревянные фигурки, вырезанные по контуру, разрисованные с двух сторон красками и поставленные на «ножку». Это были маленькие деревья, домики, зверушки, предметы домашнего обихода. Ребенок доставал фигурки из коробки, рассматривал их, ощупывал по контуру и складывал в небольшую корзиночку. Наставница накрывала корзиночку платком и предлагала ребенку, не подглядывая, а лишь ощупывая предметы, достать из нее, например, домик или деревце. Детей просили «интерпретировать» игрушку, то есть рассказать о ней, что им известно. М. Монтессори писала, что игрушки Равиццы — это своеобразный мостик, постепенно ведущий ребенка к умению наслаждаться формой и краской.
В России игрушки Равиццы назывались бирюльки. Их обычно вырезали из мягкого дерева, березы или сосны, и делали не плоскими на ножке, а объемными. И раскрашивали их не всегда. Разные российские губернии славились особой формой бирюлек и специфическим их набором. Для бирюлек делали специальную берестяную или деревянную коробочку. Но чаще всего их клали в полотняный мешочек с завязкой.
С бирюльками дети играют по-разному, но одной из любимых игр всегда была именно такая, как и с фигурками Равиццы. Их складывали в волшебный мешочек, ребенок опускал в него ручку, ощупывал бирюльки и по просьбе взрослого доставал одну из них. Игра усложнялась, если игрушек в мешочке становилось все больше. Часто, особенно если фигурки были раскрашены, требовалось немало усилий, чтобы отличить одну бирюльку от другой: многие детали не прощупывались, так как были лишь нарисованы. Бирюльки незаметно развивали в ребенке внимательность, абстрактное мышление, умение сопоставить тактильное и зрительное восприятие.
Эти фигурки названы по имени госпожи Алессандрины Равиццы, жившей во времена Марии Монтессори в Милане. Они представляли собой плоские деревянные фигурки, вырезанные по контуру, разрисованные с двух сторон красками и поставленные на «ножку». Это были маленькие деревья, домики, зверушки, предметы домашнего обихода. Ребенок доставал фигурки из коробки, рассматривал их, ощупывал по контуру и складывал в небольшую корзиночку. Наставница накрывала корзиночку платком и предлагала ребенку, не подглядывая, а лишь ощупывая предметы, достать из нее, например, домик или деревце. Детей просили «интерпретировать» игрушку, то есть рассказать о ней, что им известно. М. Монтессори писала, что игрушки Равиццы — это своеобразный мостик, постепенно ведущий ребенка к умению наслаждаться формой и краской.
Не обязательно быть специалистом в области детской психологии или физиологии, чтобы заметить, какое огромное значение для развития ребенка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения. Прикосновение к материнской груди, попытки ухватить погремушку, дотронуться губками, ручками, ножками до любого незнакомого предмета – важнейшие, естественные действия малыша. Рука, пальцы, ладошки ребенка – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Можно даже говорить о своеобразном сенситивном периоде развития руки. Рука ребенка прикасается к шершавой ракушке и гладкому камню. Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы.
Можно сколько угодно рассказывать ребенку о том, что виноград бывает кислым и сладким, что сорт «дамские пальчики» отличается от сорта «киш-миш», но все это будет плохо усвоено ребенком до тех пор, пока он сам не прикоснется пальчиками к глянцевым, наполненным соком плодам винограда и не попробует его на вкус. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление. Мария Монтессори считала, что среди многих участвующих в восприятии предмета чувств надо изолировать одно-единственное, чтобы процесс упорядочивания мышления происходил наиболее успешно. Она предлагала детям несколько специальных дидактических материалов, в которых требовалось сравнить какие-нибудь очень похожие предметы с одним отличием. Из этих предметов надо было выстраивать сериационные ряды, находить им пары. В некоторых случаях следовало закрыть глаза, если речь шла, например, о работе с шершавыми табличками, звонками, тепловыми или весовыми табличками. Внимание ребенка фокусируется именно на том изолированном чувстве, которое упражняется. Это явление хорошо знакомо нам, взрослым, например, когда мы слушаем музыку и хотим сосредоточиться на мастерстве ее исполнения: мы невольно прикрываем глаза, как бы изолируя слух. Так же и у детей: чтобы лучше ощутить гладкую или шероховатую поверхность, можно предложить им закрыть глаза, проводя по этой поверхности рукой. Тактильное чувство будет в таком случае утончаться само собой.
Тактильная дорожка
(для детей от 1 года)
Ее устраивают прямо на полу. По кругу рассыпают гладкие камушки (гальку), солому, чистый песок, комочки бумаги, зернышки овса, кладут махровую ткань, куски меха, деревянные дощечки и пр. Детям предлагают пойти в ванную комнату, снять обувь, облить теплой водой ножки и вытереть их насухо. Каждый, кто это уже сделал, становится босиком на шершавую дорожку и медленно идет по ней, стараясь не сойти в сторону. Звучит тихая музыка. Можно расставить руки в стороны для равновесия. Ступни ног чувствуют шершавые и гладкие участки дорожки. Дети стараются двигаться красиво, грациозно. Незаметно для себя они тренируются координировать движения, концентрируют внимание, учатся владеть своим телом.
Разумеется, такую дорожку можно сделать и на улице, во дворе. Собственно, и делать-то ее специально не обязательно. Просто разрешать детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Поскольку центры тактильных ощущений в головном мозге расположены рядом с центрами речевого развития, то для развития речи тренировка ступней ног имеет ничуть не меньшее значение, чем тренировка пальцев рук. То есть, путешествуя по шершавой дорожке, ребенок незаметно развивает свою речь.
Домашняя песочница
(для детей от 2,5 лет)
Тактильное чувство хорошо развивается, когда руки ребенка свободно ощупывают маленькие и большие предметы. Не менее полезно пересыпать руками песок, строить из него каналы, горки, дороги. Во многих детских группах М. Монтессори ставят специальную большую коробку на подставке, в которую насыпают песок. Конечно, в летнее время дети играют в песочнице во дворе. Например, весь уличный городок для ребятишек в Мюнхенском детском центре (Германия) представляет собой одну большую песочницу, заполненную чистым мелким песком и огороженную низеньким заборчиком. По этой песочнице можно бегать босиком, прыгать, строить в ней замки, прокладывать дороги и настоящие тоннели. Когда идет дождь, песочницу специально прикрывают огромной клеенкой, чтобы песок не намокал. Оказывается, и самая обыкновенная дворовая песочница требует заботы и внимания взрослых.
Мешочки с зерном
(для детей от 6 месяцев)
Одно из любимых детских упражнений на развитие тактильных ощущений – раскладывание полотняных мешочков с зерном.
Мешочки шьют небольшого размера, например, 5х10 см из льняного полотна, до половины заполняют различным зерном и зашивают со всех сторон. Обычно делают 4-5 одинаковых пар мешочков: два мешочка с гречкой, два – с пшеницей, два – с рисом, два – с пшеном и т. д. Можно сшить 4 синих мешочка и 4 белых. Задача ребенка – на ощупь подобрать пару мешочков с одним и тем же зерном.
Шершавый коврик «Правая и левая рука»
(для детей с 3 лет)
Этот коврик можно увидеть в московском детском саду «Монтессори-Ромашка». Его придумали и изготовили для своих ребятишек педагоги Елена Максимова и Елена Никитина. Он висит низко на стене около входа в рабочую комнату группы Монтессори так, что каждый ребенок может запросто приложить к нему свои ладошки.
На гладкое матерчатое полотно коврика пришиты шерстяные детские перчатки с разноцветными пальчиками. Над одной из них прикреплена надпись: «ПРАВАЯ», а над другой – «ЛЕВАЯ». Редко какой малыш войдет утром в комнату, не дотронувшись до этих веселых перчаток. А взгляд невзначай скользнет по надписям. Так и не заметишь, как выучишь: где левая рука, а где – правая.
Такие же перчатки с разноцветными пальчиками лежат и в корзинке в рабочей комнате. А рядом с ними – таблички с названиями пальцев: «Большой», «Указательный», «Средний», «Безымянный», «Мизинец». Обратная сторона табличек выкрашена в цвет, соответствующий цвету пальчика перчатки. Это позволяет ребенку самостоятельно проверить, правильно ли он разложил таблички. Если дети еще не умеют читать, слова-названия будут осваиваться ими на интуитивном уровне. Ребенок может надеть перчатку на руку и назвать пальчики, загибая их один за другим.
Лоскутки
(для детей с 3 лет)
М. Монтессори так описывала презентацию этого материала: «Среди наших дидактических материалов имеется хорошенький шкафчик из папки, в ящичках которого разложены прямоугольные кусочки различных материй: бархат, сатин, шелк, ситец, полотно и т. п. Мы предлагаем ребенку потрогать каждый из этих кусочков, произнося соответствующее название и добавляя несколько определений качества, как „грубый“, „тонкий“, „мягкий“. Затем подзываем ребенка и сажаем его за один из столиков, откуда его могут наблюдать сверстники; завязываем ему глаза и даем ткани одну за другой. Он их трогает, поглаживает, мнет между пальцами и говорит: „Это бархат“; „Это тонкое полотно“; „Это грубое сукно“ и т. п. Это упражнение возбуждает всеобщий интерес. Когда мы даем ребенку какой-нибудь предмет, например, лист атласной бумаги, наше маленькое собрание трепещет в ожидании его ответа».
Фигурки Равиццы
(для детей с 3 лет)
Эти фигурки названы по имени госпожи Алессандрины Равиццы, жившей во времена Марии Монтессори в Милане. Они представляли собой плоские деревянные фигурки, вырезанные по контуру, разрисованные с двух сторон красками и поставленные на «ножку». Это были маленькие деревья, домики, зверушки, предметы домашнего обихода. Ребенок доставал фигурки из коробки, рассматривал их, ощупывал по контуру и складывал в небольшую корзиночку. Наставница накрывала корзиночку платком и предлагала ребенку, не подглядывая, а лишь ощупывая предметы, достать из нее, например, домик или деревце. Детей просили «интерпретировать» игрушку, то есть рассказать о ней, что им известно. М. Монтессори писала, что игрушки Равиццы – это своеобразный мостик, постепенно ведущий ребенка к умению наслаждаться формой и краской.
С бирюльками дети играют по-разному, но одной из любимых игр всегда была именно такая, как и с фигурками Равиццы. Их складывали в волшебный мешочек, ребенок опускал в него ручку, ощупывал бирюльки и по просьбе взрослого доставал одну из них. Игра усложнялась, если игрушек в мешочке становилось все больше. Часто, особенно если фигурки были раскрашены, требовалось немало усилий, чтобы отличить одну бирюльку от другой: многие детали не прощупывались, так как были лишь нарисованы. Бирюльки незаметно развивали в ребенке внимательность, абстрактное мышление, умение сопоставить тактильное и зрительное восприятие.
Мешочки шьют небольшого размера, например, 5х10 см из льняного полотна, до половины заполняют различным зерном и зашивают со всех сторон. Обычно делают 4-5 одинаковых пар мешочков: два мешочка с гречкой, два – с пшеницей, два – с рисом, два – с пшеном и т. д. Можно сшить 4 синих мешочка и 4 белых. Задача ребенка – на ощупь подобрать пару мешочков с одним и тем же зерном.
В дошкольном возрасте в норме моторные навыки по сравнению с 2-3 годами становятся разнообразнее и сложнее. Доля манипуляций, требующих согласованных действий рук, увеличивается. Нужно знать, какими возрастными особенностями характеризуется развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет, чтобы направить его в нужное русло.
Просмотр содержимого документа
«Статья : « Как развивать тактильное восприятие у детей дошкольного возраста»»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 393» г. Волгограда
Статья: « Как развивать тактильное восприятие у детей »
воспитатель МОУ детского сада№ 393
Тактильное восприятие — комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. В этом принимают участие нервная, мышечная, костная и даже зрительная системы. К ней относятся разнообразные движения: от всем привычных жестов до самых мелких манипуляций.
С точки зрения анатомии, 1/3 двигательной проекции на коре головного мозга составляет именно проекция кисти, расположенная рядом с речевой зоной. Поэтому так важно развитие мелкой моторики у детей 3-4-5 лет: от неё будет зависеть сформированность речевых навыков, успехи в школьном обучении, благополучная социализация ребёнка. В чём её возрастные особенности и как добиться её максимального прогресса у деток дошкольного возраста?
В дошкольном возрасте в норме моторные навыки по сравнению с 2-3 годами становятся разнообразнее и сложнее. Доля манипуляций, требующих согласованных действий рук, увеличивается. Нужно знать, какими возрастными особенностями характеризуется развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет, чтобы направить его в нужное русло.
К 3 годам, движения пальцев детей становятся, хоть как-то похожи на движения взрослого человека.
Навыки мелкой моторики, приобретённые ранее, совершенствуются.
Дети учатся класть вещи в определённое место.
До 3 лет малыш захватывал и держал преимущественно ладонью, а теперь он активнее использует пальцы.
Дошкольники от 3 до 5 лет пытаются рисовать круги и линии, резать ножницами бумагу, снимать и надевать свободную, просторную одежду.
Мелкая моторика теперь формируется в совокупности с кинестетическим чувством. Ребёнок начинает осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Запускается процесс развития зрительно-тактильно-кинестетических связей. Благодаря этому, движения рук выполняются под контролем зрения.
Таким образом, развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет происходит последовательно, постепенно. Сначала надо научиться дотягиваться до предмета, чтобы схватить его, а после этого манипулировать им. Важное значение в этом процессе имеет координация движений обеих рук и глаз. Педагоги, психологи, физиологи определили нормы и отклонения в развитии мелкой моторики в дошкольном возрасте.
По мнению специалистов, развитие моторики у детей 4 лет и даже 5 должно соответствовать следующим нормативным требованиям.
Стучит предметом о предмет.
Берёт бусинку или крошку хлеба (любую круглую мелкую деталь) двумя пальцами, причём это должны быть большой и указательный.
Рисует на листе бумаги, а потом перечёркивает рисунок.
Вытаскивает маленькие предметы из прозрачной банки.
По аналогии строит мостик из 3 кубиков.
Самостоятельно строит башню не менее, чем из 3 кубиков.
Старается нарисовать вертикальную линию: погрешность не должна превышать 30°.
Перерисовывает крестик, круг, квадрат.
Рисует человечка с не менее, чем 3 элементами.
Именно к таким нормам должно стремиться развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет: если большую часть навыков из этого списка ваш ребёнок усвоил, формирование его мышления и двигательных способностей не требует коррекции. Когда наблюдается частичная задержка (и даже опережение) по 1 или 2 показателям, говорят о негармоничной динамике функций мышления, речи и мелкой моторики. В том случае, когда ребёнком не усвоена большая часть перечисленных навыков, необходима более точная диагностика на отставание в той или иной степени.
Если развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет недостаточное для этого возраста, у ребёнка будут наблюдаться характерные отклонения от нормы:
нарушена техника движений;
страдают двигательные качества: ловкость, быстрота, сила, координация, точность;
диагностируются недостатки психомоторики;
плохо сформированы элементарные навыки самообслуживания;
слабые технические навыки в рисовании, лепке, конструировании, аппликации;
неумение правильно держать кисточку или карандаш, регулировать силу нажима на них;
затруднения при использовании ножниц.
Если развитие моторики у детей 4-5 лет происходит по данному плану (5-6 нарушений), это отклонения. Несмотря на отсутствие у них грубых двигательных расстройств, уровень физического и моторного прогресса гораздо ниже, чем у нормально развивающихся малышей дошкольного возраста. И здесь очень важно вовремя это распознать.
Чтобы выявить, что развитие мелкой моторики у детей 3 лет и старше нарушено, нужна диагностика. Точные результаты скажет специалист, но в домашних условиях её тоже можно провести. Попросите малыша выполнить следующие несложные упражнения.
Прочтите ему потешку, выполняя при этом несложные движениями пальцами и кистями рук, а потом попросите его повторить их вслед за вами.
Вытянуть перед собой руки. Одна рука сжата в кулак, другая выпрямлена. Нужно медленно, но одновременно изменить положение кистей.
У него должно получаться «шагать» по плоской поверхности пальцами (указательным и средним поочерёдно).
Он должен уметь «загибать пальчики» поочерёдно, начиная с мизинца.
Попросите его выполнить упражнение «щепоть-ладонь». Предлагается соединить пальчики левой руки в щепотку так, будто он изображает клюв дятла, и постучать по правой ладони, которая должна быть вертикально раскрыта. То же самое выполнить, поменяв руки.
Попросить развернуть одновременно обе руки в строгой последовательности: кулак — ребро руки — ладонь.
На глазах у ребёнка разберите пирамидку и дайте ему задание собрать её заново.
Похожее упражнение с матрёшкой: сначала её разбирают у него на глазах, а потом просят собрать.
Попросите срисовать домик, состоящий из обычных элементов, простых для воспроизведения даже при отсутствии таланта художника. Проверьте, насколько точна получившая копия. Особое внимание уделите таким мелким элементам, как крыльцо, труба, дверь, — именно они будут указывать на динамику развития в руках мелкой моторики.
Предложите обвести рисунок по точкам, но при этом заранее обговорите, что отрывать карандаш (ручку, фломастер) от бумаги нельзя.
Нужно заштриховать фигуру прямыми линиями, при этом стараясь не выходить за её контуры. Просите ребёнка использовать штриховку разного вида: горизонтальную, вертикальную, по диагонали, волнистую.
Теперь подведите итоги. Если в 3 года ему дозволительно выполнять хотя бы 30% от всех этих упражнений, то к 5 годам мелкая моторика должна быть так развита, что нормой считается 80-90% этих заданий. Если у вас эти показатели ниже, с малышом нужно больше заниматься. Иначе это потом плачевно скажется на его дальнейшем речевом и даже интеллектуальном развитии.
Важнейшим фактором, который определяет развитие мелкой моторики детей 3 лет и старше, является своевременно организованная помощь коррекционно-педагогического характера. Дети с отклонениями должны быть направлены в коррекционные группы при специализированных детских садах. Чтобы этого не случилось, родители должны как можно больше заниматься с ребёнком дошкольного возраста, развивая мелкую моторику в пальчиках: методик и способов имеется очень много.
Чтобы развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет было в рамках нормы, его можно ускорять. Есть разные методики.
Игры с мелкими предметами
Ребёнку с 3 лет просто необходимо предлагать все те игры, где нужно собирать мелкие части в единое целое:
Такие игры не только способствуют развитию мелкой моторики, но и формируют творческое воображение, ориентировку в пространстве. Ещё об играх и упражнениях можно прочесть
Пальчиковые игры для развития мелкой моторики
Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики для детей 3-4 лет могут опираться на:
В первое время для трёхлетних малышей будет нормой повторение движений вслед за взрослым. Но в 5 лет, слыша стихотворение, в котором заложено задание на выполнение простейших движений пальчиками, он должен делать их уже самостоятельно.
Массаж кистей и пальцев
Такой способ развития у рук мелкой моторики предполагает несколько методик:
профессиональный массаж у специалиста;
самостоятельная разминка пальчиков и кистей родителями («как умеют», что называется);
предлагайте ребёнку запускать мелкий волчок, чтобы он крутился как можно дольше;
пусть он запускает руки в крупы (рис, пшено, гречку) и песок, трогая там пальчиками по отдельности каждую крупинку.
Игры с элементами массажа очень хорошо способствуют развитию в пальчиках и кистях мелкой моторики.
Здесь трудно формулировать какие-то конкретные задания. Просто давайте дошкольнику пластилин в руки: пусть его пальчики творят из него то, что придумает его неуёмное воображение. Главное — чтобы лепка присутствовала в ежедневных занятиях малыша с 3 до 5 лет.
Несмотря на то, что рисование точно так же, как и лепка, требует полёта фантазии, она нацелена на более конкретное развитие мелкой моторики. Поэтому здесь есть выполнение определённых заданий:
рисование по фигурным линейкам;
работа с занимательными прописями специально для дошкольников.
Работу по развитию мелкой моторики рекомендуется проводить регулярно по 5 минут несколько (5-6) раз в день. Результатов можно добиться, используя разные виды деятельности: игру, лепку, рисование, аппликации, конструирование. Регулярные занятия способствуют попутно формированию восприятия, речи, чувства цвета. Только в совокупности всех этих усилий, которые потребуются и от родителей, и от самих дошкольников, развитие мелкой моторики детей 3-4 лет может быть успешным.
нарушена техника движений;
Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.