Развитие тактильно двигательного восприятия детей раннего возраста

тактильного восприятия у детей раннего

МДОУ «Косланский детский сад»

Воспитатель Устинова Елена

Цель: Активизация тактильных ощущений.

Цель: Активизация тактильных ощущений.

Коснулся ли Вас COVID-19 до/после или во время беременности?
Да, очень сложно пришлось.
20.8%
Нет, миновал, держимся.
37.6%
Перенесли легко и с малышом(ами) все в порядке.
41.6%
Проголосовало: 125

Задачи: Учить мысленно сравнивать различные

Накапливать опыт тактильной чувствительности.

Развивать тактильную память, наблюдательность,

внимание; обследовательские навыки восприятия «на

Расширить представление о различных предметах.

Вызвать положительные эмоции

Игра «Дорожка для ёжика»

Родители- активные участники

Игры с массажными мячиками «Игра с Ежиком»

(с использованием массажных мячиков).

Мы возьмем в ладошки «Ежик»

(берем массажный мячик)

(в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)

(меняем ручку, делаем то же самое)

(пальчиками крутим мячик)

Поиграть я с ним хочу.

Домик сделаю в ладошках –

(прячем мячик в ладошках)

Не достанет его кошка.

(прижимаем ладошки к себе)

Игры с массажными мячиками «Игра с Ежиком»

(с использованием массажных мячиков).

Мы возьмем в ладошки «Ежик»

(берем массажный мячик)

(в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)

(меняем ручку, делаем то же самое)

(пальчиками крутим мячик)

Поиграть я с ним хочу.

Домик сделаю в ладошках –

(прячем мячик в ладошках)

Не достанет его кошка.

(прижимаем ладошки к себе)

Тактильно- развивающая книга

Исследование тактильной книги

Игры с тактильными карточками

Цель: развитие тактильной

умственный потенциал ребенка.

Материал: набор карточек с

(наждачная бумага, губка для

гофрированный картон, фольга,

Игры с тактильными предметами

Фольга. Дайте ребёнку кусочек фольги, пусть он помнёт её, потом

вместе разгладьте фольгу обратно. Пошуршите кусочком фольги в

процессе её сминания. Если ребёнок уже разговаривает, обсудите, что

напоминают издаваемые фольгой звуки.

Крупы, сушёная фасоль, шишки, каштаны.Разнообразие форм

перечисленных предметов даст простор не только испытываемым

ощущениям, но и полёту фантазии. Обсудите, на что похожи

ощущения, которые испытывает ребёнок, исследуя скорлупу каштана

или шишку (покалывание, зуд, боль). Пусть ребёнок проанализирует

форму этих предметов. На примере круп и фасоли можно

потренироваться в определении величин – большая, маленькая.

Дети группы «Светлячки»

Всероссийский педагогический журнал «ПОЗНАНИЕ». ЭЛ № ФС 77 — 65177.
ВЫДАНО ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ.

Развивать тактильную память, наблюдательность,

Всестороннее представление об окружающем предметном мире
у человека не может сложиться без тактильно-двигательного
восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.
Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складыва-
ются первые впечатления о форме, величине предметов, их располо-
жении в пространстве. Ведь первым видом действия ребенка с
предметами является хватание, во время которого форма, вели-
чина, масса, пространственное расположение предмета познаются
на ощупь, а рука учит глаз.

На протяжении всей жизни человека тактильно-двигательное
восприятие имеет огромное значение. На ощупь познается объем-
ная форма предметов, ощупывающее движение ложится в основу
изображения предмета в лепке. Обводя предмет по контуру, мы
выделяем его плоскостной образ из объема, познаем ту форму, ко-
торая становится основной в рисовании.

Тактильное восприятие играет исключительную роль при опре-
делении таких свойств, как температура и вес. Роль тактильно-
двигательного восприятия велика и в выполнении различных тру-
довых операций в быту, везде, где мы имеем дело с навыками
ручного труда. Ведь каждый из нас знает, что при выполнении
привычных действий мы почти не пользуемся зрением, а целиком
опираемся на тактильно-двигательную чувствительность.

Таким образом, можно сказать, что с детьми раннего и до-
школьного возраста должна проводиться серьезная работа по фор-
мированию тактильно-двигательного восприятия. Особенно важно

это для умственно отсталых детей, которые порой не проявляют по-
пыток тактильно-двигательного обследования предметов. Их общая
инертность приводит к тому, что в младенческом возрасте они не
овладевают хватанием, а потому даже в дошкольном возрасте не
могут определить на ощупь форму и величину предметов. В ре-
зультате они не способны в нужный момент перераспределить
пальцы на предмете и удержать его в руках. Они часто прома-
хиваются, желая взять отдаленный предмет или совершить с ним
какое-либо действие, что также является следствием недоразвития
тактильно-двигательной чувствительности и тесно связанной с ней
зрительно-двигательной координации.

Предлагаемые в данном разделе игры направлены на коррек-
цию и компенсацию указанных дефектов развития. Здесь также
будут игры на различение и узнавание, восприятие и представ-
ление предметов. Кроме того, большое значение отводится соче-
танию разных видов чувствительности (зрительной, тактильной,
двигательной). Так, опознание и различение предметов и их свойств
идет по-разному в зависимости от того, как дается образец: зри-
тельно, тактильно, двигательно или комплексно.

Своеобразный характер носят и способы ориентировки —
пробы сохраняют свое значение, но перцептивная ориентировка
происходит с помощью не зрительных, а ощупывающих и обводя-
щих движений.

Узнавание предметов на ощупь
Найди свою игрушку в мешочке

Цель: Учить узнавать на ощупь знакомые предметы, не просто
держать предмет в руках, а ощупывать, передвигая ладонь и
пальцы по предмету.

Оборудование. Игрушки резко различной формы, вели-
чины, фактуры по количеству детей, непрозрачный мешочек —
«чудесный мешочек» с завязкой, в который складываются предме-
ты-игрушки.

Ход игры. Дети сидят на своих местах. Педагог раздает
им игрушки и предлагает поиграть с ними. Через некоторое время
показывает «чудесный мешочек», говорит, что в него можно спря-
тать игрушки, а потом найти их. Предлагает троим детям (не
более) положить свои игрушки в мешочек. Затягивает шнурок,
трясет мешочек и просит ребенка найти свою игрушку, не загля-
дывая в мешочек. Если ребенок правильно выбрал игрушку (ощу-
пывает одной рукой), он называет ее сам или с помощью педагога
и садится на место. Если же игрушка выбрана неверно, педагог
кладет ее обратно в мешочек и достает нужную. Рассматривает
и ощупывает игрушку вместе с ребенком, учит его этому методу,
показывая, как передвигать пальцы по предмету, обращая внима-
ние на форму, величину, фактуру, части предмета. Затем свою
игрушку ищет другой ребенок.

Таким образом, можно сказать, что с детьми раннего и до-
школьного возраста должна проводиться серьезная работа по фор-
мированию тактильно-двигательного восприятия. Особенно важно

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Ведь первым видом действия ребенка с предметами является хватание, во время которого форма, величина, масса, пространственное расположение предмета познаются на ощупь, а рука учит глаз.

На протяжении всей жизни человека тактильно-двигательное восприятие имеет огромное значение. На ощупь познается объемная форма предметов, ощупывающее движение ложится в основу изображения предмета в лепке. Обводя предмет по контуру, мы выделяем его плоскостной образ из объема, познаем ту форму, которая становится основной в рисовании.

Тактильное восприятие играет исключительную роль при определении таких свойств, как температура и вес. Роль тактильно-двигательного восприятия велика и в выполнении различных трудовых операций в быту, везде, где мы имеем дело с навыками ручного труда. Ведь каждый из нас знает, что при выполнении привычных действий мы почти не пользуемся зрением, а целиком опираемся на тактильно-двигательную чувствительность.

Таким образом, можно сказать, что с детьми раннего и дошкольного возраста должна проводиться серьезная работа по формированию тактильно-двигательного восприятия. Особенно важно

это для умственно отсталых детей, которые порой не проявляют попыток тактильно-двигательного обследования предметов. Их общая инертность приводит к тому, что в младенческом возрасте они не овладевают хватанием, а потому даже в дошкольном возрасте не могут определить на ощупь форму и величину предметов. В результате они не способны в нужный момент перераспределить пальцы на предмете и удержать его в руках. Они часто промахиваются, желая взять отдаленный предмет или совершить с ним какое-либо действие, что также является следствием недоразвития тактильно-двигательной чувствительности и тесно связанной с ней зрительно-двигательной координации.

Предлагаемые в данном разделе игры направлены на коррекцию и компенсацию указанных дефектов развития. Здесь также будут игры на различение и узнавание, восприятие и представление предметов. Кроме того, большое значение отводится сочетанию разных видов чувствительности (зрительной, тактильной, двигательной). Так, опознание и различение предметов и их свойств идет по-разному в зависимости от того, как дается образец: зрительно, тактильно, двигательно или комплексно.

Своеобразный характер носят и способы ориентировки – пробы сохраняют свое значение, но перцептивная ориентировка происходит с помощью не зрительных, а ощупывающих и обводящих движений.

это для умственно отсталых детей, которые порой не проявляют попыток тактильно-двигательного обследования предметов. Их общая инертность приводит к тому, что в младенческом возрасте они не овладевают хватанием, а потому даже в дошкольном возрасте не могут определить на ощупь форму и величину предметов. В результате они не способны в нужный момент перераспределить пальцы на предмете и удержать его в руках. Они часто промахиваются, желая взять отдаленный предмет или совершить с ним какое-либо действие, что также является следствием недоразвития тактильно-двигательной чувствительности и тесно связанной с ней зрительно-двигательной координации.

Ахметшина Илюса
Развитие тактильно-двигательного восприятия у детей с нарушением зрения

Развитие интегрированных форм воспитания и обучения, инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — требования современного мира. Все дети с ОВЗ должны получать образование в любом типе дошкольного образовательного учреждения и обеспечиваться при этом необходимой ему специализированной помощью, с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивное образование предполагает, что ребенок с ОВЗ овладевает знаниями в рамках общеобразовательного стандарта в те же сроки, что и нормально развивающиеся дети.

Проблемы воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья, с учетом требований ФГОС ДО, являются в наши дни актуальными, в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения особых детей в общество. Инклюзивное образование должно быть направлено на обеспечение коррекции нарушений развития детей с ОВЗ, использовании компенсаторных возможностей, на которые можно опираться при обучении и воспитании.

В основе коррекционной работы с детьми с ОВЗ лежит компенсация нарушенных функций возможностями тактильно- двигательных ощущений. Немаловажную роль в познании окружающих предметов играет осязание. Многие дети с ОВЗ имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности, т. к. полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации.

Актуальность выбранной темы объясняется потребностью введения в работу с детьми с ОВЗ комплекса мер, обеспечивающих развитие тактильно-двигательного восприятия, одного из сохранных анализаторов. Требуется системная работа дефектолога, создание определённых условий, одним из которых является подбор дидактических игр и пособий для развития тактильного восприятия. Данный опыт также может быть использован в индивидуальной работе с детьми с ОВЗ в детских садах в группах комбинированной направленности.

Целью работы является изучение возможности и результативности целенаправленного развития тактильно-двигательного восприятия для осуществления ранней компенсации дефекта, социализации и успешной подготовки детей с нарушением зрения к обучению в школе.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования;

2. Выявить уровень тактильного восприятия и осязания у детей с нарушением зрения; 3. Систематизировать коррекционную работу по тактильно-двигательной и моторной координации; 4. Развивать и совершенствовать у детей с нарушением зрения осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, обогащать чувственный опыт воспитанников.

I. Тактильное восприятие – одна из форм познания

окружающего мираТактильные ощущения – одно из основных 5 чувств, которое помогает ребенку познать мир. Рука, пальцы, ладошки ребенка — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление.

Стимулирование тактильных чувств также оказывает положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память. Под тактильным восприятием подразумевают — получение информации благодаря ощупыванию руками и пальцами. Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли.

С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов.

II. Коррекционная деятельность и инклюзивная практика

Читайте также:  Что Делать Если Тайм Фактор Закончились А Месячных Нет

по развитию тактильно-двигательного восприятия

Овладение приёмами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дают детям с ОВЗ возможность наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и общения. Точность осязательного восприятия и узнавания детьми предметов зависит от способов, которыми они пользуются при обследовании. Поэтому детей надо учить рациональным приемам осязательного восприятия.

Активное обследование предмета — это педагогический способ организации чувственного опыта детей. В этой системе можно условно вычленить четыре этапа.

Первый этап — это организация восприятия предмета в целом. Она включает последовательное и непрерывное движение пальцев и глаз, начиная с верхней точки вниз, по главным характерным линиям.

На втором этапе обследование предмета сочетается с его анализом. Обследование предмета рукой и взглядом сопровождается анализом основных частей и определением их свойств (форма, величина, пропорции и т. д.)

Третий этап — выделение более мелких частей предмета и установление их формы, величины, пространственного положения по отношению к основным частям.

Четвертый этап — повторное целостное восприятие предмета. Общее заключительное движение руки и взгляда сверху вниз позволяет объединить данные, полученные чувственным путем, в целостный образ. Для распознавания структуры материала применяется надавливание, ощупывание, постукивание об стол, при этом характеризуются качества и свойства предмета (мягкий, гладкий, шероховатый, тяжелый и т. д.).

Инклюзивная практика осуществляется как в процессе реализации образовательной программы, так и в ходе режимных моментов: активные действия в специально организованной предметно-развивающей среде.

Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что коррекционное развитие осязательного восприятия детей с ОВЗ, реализующее в полной мере идею системности в построении педагогического процесса, позволит специалистам целенаправленно воздействовать на становление этого важного психического познавательного процесса, как осязание, которое является эффективным средством познания окружающего мира в процессе упражнений рук в разных видах предметно-практической деятельности.

III. Диагностическое обследование тактильного восприятия у детей с нарушением зрения

Для получения информации об индивидуальных особенностях развития ребенка, оказания помощи в выборе оптимальных, благоприятных условий для обучения и развития для каждого ребенка, необходимо провести диагностику ребенка. Ведь ранняя диагностика и правильно подобранная коррекционная работа дает отличные результаты.

Были определены направления диагностической работы, включающие следующие выявляемые параметры:

— выполнение действий всей рукой, отдельными пальцами;

— составление предметов из палочек, семян;

— узнавание игрушек ближайшего окружения;

— распознание на ощупь предметов по форме, величине;

-сборка пирамидки с закрытыми глазами.

Диагностика показала, что движения пальцев малоподвижны, непоследовательны, отсутствует пальцевое обследование, дети плохо распознают предметы по фактуре, материалу на ощупь.

Также отмечено, у детей с нарушением зрения имеются проблемы с развитием познавательной сферы (восприятие, память, наглядно-образное мышление).

Анализ результатов первичной диагностики обсуждался на медико-педагогическом консилиуме, после чего была составлена адаптированная образовательная программа и индивидуальные коррекционные маршруты.

IV. Эффективные средства развития

Особая роль в обучающем процессе и в развитии тактильных ощущений принадлежит дидактической игре. Игра позволяет сделать процесс обучения эмоциональным, действенным, интересным. В игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувствительный опыт.

Чтобы помочь детям достичь более высокого уровня развития тактильных чувств, мы используем дидактические игры, пособия, тактильные книги.

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

Цель: узнавание и определение знакомых предметов на ощупь;

сравнение предметов на ощупь по величине, развитие мелкой моторики, повышение чувствительности пальцев.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с различными простейшими объемными, плоскостными формами, учатся различать предметы по величине, по поверхности. Для этого используют наборы строительных материалов, различных по форме и величине.

В играх специально создаются условия, чтобы выделить тактильно-двигательное восприятие: используются повязки для глаз, «чудесный мешочек».

Для изучения различных поверхностей хорошо приготовить карточки или книжечки с тканями (бархат, шелк, шерсть, сукно и т. д.).

Развитию осязания способствуют также игры на узнавание гороха, фасоли, желудей, каштанов, ракушек, орехов и т. п. Детям нравится выполнять задания с палочками, выкладывать картины нитями, семенами.

Также были разработаны и использовались в работе тактильные книги.

Тактильная книга – это универсальный материал, одно из средств развития у дошкольников воображения, мелкой моторики, мышления, связной речи, памяти, зрительного восприятия. Чтобы лучше освоить книгу, необходимо обращать внимание ребенка на каждый персонаж, научить описывать сюжет книги. Формирующиеся у ребенка процессы восприятия становятся основой развития высших познавательных процессов. Это обеспечивает ребенку накопление знаний об окружающей жизни. Эти книги полны сюрпризов, яркие, привлекающие детское внимание. Дошкольники с большим интересом и восхищением их рассматривают, трогают, ощупывают, в то время как обычные книги просто перелистывают. Страницы тактильных книг с рисунками представляют собой объёмные картинки-конструкции, детали которых, можно застегивать на кнопки, пуговицы, шнуровать, угадывать на ощупь. Для создания таких книг используются самые различные, подручные и натуральные природные материалы.

Уникальность книг — в их эксклюзивности, не похожести одной на другую, каждая создаётся в единственном экземпляре.

Одним из эффективных средств развития тактильно-двигательного восприятия также является песочная терапия. Игры с песком очень полезны для развития тактильных ощущений, мелкой моторики и координаций движений. Все это напрямую связано и с развитием речи, мышления, внимания, воображения, памяти.

Су-джок терапия принадлежит к числу эффективных средств коррекции, помогающих достижению максимально возможных успехов в развитии осязания и мелкой моторики, а также в преодолении речевых трудностей детей с нарушениями зрения.

Таким образом, использование эффективных средств, способствует развитию тактильных ощущений детей, помогают развивать ребенка интеллектуально, успешно решать задачи социальной адаптации дошкольников с нарушением зрения и повышать результат лечебно-восстановительной работы.

Диагностика, проведенная в конце года, позволила выявить уровень развития осязания и мелкой моторики. Проведенная работа по развитию тактильных ощущений показала улучшения и познавательной деятельности. Обогатилась чувственная сторона речи, которая сказывается на развитие речевой системы в целом: в накоплении словаря, понимании смысловой стороны речи, функционального назначения слова и в овладении грамматическим строем речи.

Улучшились показатели мышления, внимания, памяти, речи. Дети интересуются окружающими предметами, движения рук стали более координированными, улучшилось качество предметно-практических действий, что в свою очередь обеспечило высокий уровень компенсации дефекта, и способствовало повышению остроты зрения у детей.

Таким образом, полноценно организованная предметная среда, игры и упражнения на развитие тактильных ощущений, дают хорошие результаты, способствуют гармоничному развитию воспитанников и положительно влияют на сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

В основе коррекционной работы с детьми с ОВЗ лежит компенсация нарушенных функций возможностями тактильно- двигательных ощущений. Немаловажную роль в познании окружающих предметов играет осязание. Многие дети с ОВЗ имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности, т. к. полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 61» г. Хотьково

«Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 61» г. Хотьково

в основу положена программа У. В. Ульенковой. по сенсорно-моторному развитию

Методические рекомендации и дидактические игры по развитию

тактильно-двигательного восприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. «Тактильный» (от лат. tactilis) — осязательный.
Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.

С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность.

Первоначальное действие ребенка с предметами — хватание, во время которого различные признаки предмета познаются на ощупь, следовательно, рука «учит» глаз. На концевых фалангах пальцев, тыльной поверхности кисти находится наибольшее количество тангорецепторов (от лат. tangere — касаться и receptor — принимающий) — специализированных окончаний чувствительных нервных волокон, расположенных в коже и реагирующих на прикосновения к ней. Этим и объясняется особая чувствительность названных участков тела при воздействии на них одним из видов раздражений (прикосновение, давление, вибрация, зуд и др.). Органом осязания служит рука, а значит, и основные усилия педагога-психолога должны быть направлены на развитие чувствительности рецепторов руки.

С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:

— лепка из глины, пластилина, теста;

— аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);

— аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);

— конструирование из бумаги (оригами);

— рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;

— игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);

— сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу.

Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.

Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности.

Известно, что почти 18% тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира.

Для развития тактильной чувствительности у детей с задержкой психического развития необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.

Полноценно организованная тактильная среда позволяет через развитие тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности.

Приведу примеры использования различных дидактических тренажеров, игр, пособий, служащих для развития тактильной чувствительности у детей.

Хороший эффект дает использование массажных мячей-валиков. Разные по форме, упругости, фактуре поверхности мячи-валики обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно или сосредоточившись на своих ощущениях, в то время как специалист делает ими легкий массаж.

Шариковые ванны представляют собой большую емкость, наполненную разноцветными пластмассовыми шариками одинакового или разного размера. «Купаясь» в таких ваннах или опуская в них руки, дети получают новые тактильные ощущения.

По аналогии можно изготовить «осязательные» ванны — в небольшой коробке рассыпать горох или бобы, фасоль, желуди. мелких предметов в такой «ванне» способствует активизации пальцевого гнозиса.

Игровое тактильное панно «Поляна в лесу» (сенсорная панель для рук) представляет собой панно, изготовленное из ковролина и ряда съемных деталей, изображающих какой-либо сюжет (в данном случае «поляну в лесу» — пенек, деревья, кусты, цветы, ягоды, ежик, травку и др.). Все детали крепятся к основной панели с помощью кнопок, крючков, различных застежек, липучек. Детали должны быть различны по цвету, форме, размеру, фактуре, материалу. Составляя сюжетные композиции на панно из предложенных деталей, дети испытывают разнообразные тактильные ощущения, одновременно познавая качества различных материалов, упражняясь в моделировании пространственных отношений по инструкции педагога, а в дальнейшем и по собственному замыслу.

«Сенсорная тропа для ног» — это дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закрепляются разные по фактуре «кочки»: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и др.). Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Такая ходьба полезна для развития тактильного восприятия, а также для координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения более полных ощущений рекомендуется ходить босиком или в тонких носках.

Резиновый коврик с неострыми шипами: постоять, полежать, походить.
Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др. Вибрационные ощущения дети получают в процессе массажа отдельных частей тела, например чистки зубов электрической зубной щеткой и др.

По возможности следует использовать естественные условия природной среды: организовывать игры с водой (причем разной температуры), мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др.

Очень полезны для воспитанников (особенно подготовительной группы) игры с цифрами из шершавой (бархатной, наждачной и др.) бумаги: «Определи на ощупь», «Найди нужную цифру», «Покажи цифру». Ребенок многократно проводит рукой по цифре, ощупывает ее и называет. Одновременно запоминается не только форма, но и способ написания этой цифры, которые связываются с ее названием. Детям, пожелавшим тут же написать данную цифру, нужно предоставить такую возможность.

Читайте также:  Как Растет Хгч На 6 Акушерской Неделе Беременности

Игры данного типа рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством педагога к самостоятельному выполнению задания ребёнком, причем с закрытыми глазами. По аналогии возможно использование разных букв алфавита.

В принятой в настоящее время классификации выделяются два вида осязания: пассивное и активное. Пассивное осязание осуществляется благодаря деятельности кожно-механического анализатора. Однако, пока осязательные раздражения действуют на тело (или любую его часть), находящееся в покое, возникающий образ предмета отличается глобальностью, некоторой неопределенностью и неточностью. Становится ясно, что первостепенная роль в познании отводится активному осязанию. Осязательный образ формируется на основе синтеза множества тактильных и кинестетических сигналов, образующихся при непосредственном воздействии на кожные покровы. Важным компонентом процесса осязания является мышечно-двигательная чувствительность.

Таким образом, ощущение и восприятие, выражаясь физиологически, носят рефлекторный характер, являются своеобразными ориентировочными действиями. Сам сенсорный образ может трактоваться, по выражению Б. Г. Ананьева, как «рефлекторный эффект работы анализатора». Это особенно наглядно выступает в процессе осязательного и зрительного восприятия.

Ознакомление с особыми свойствами предметов оказывается невозможным без движений рук и глаз, в известной последовательности обследующих различные участки предмета. От синхронности движений пальцев обеих рук, точности и целенаправленности движений, последовательности перцептивных действий зависит полнота и правильность образа воспринимаемого предмета.

Для детей с задержкой психического развития характерна ориентировка на отдельно воспринимаемые, часто несущественные признаки объекта. Осязательные движения при обследовании хаотичны и не могут дать представления об исследуемом объекте. Дети часто промахиваются, желая взять отдаленный предмет или совершить с ним какое-либо действие, что является следствием недоразвития двигательной (кинетической и кинестетической) чувствительности и тесно связанной с ней координации движений. Недостатки развития осязания отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления.

Отдельные имеющиеся исследования (А. П. Гозова, Р. Б. Каффеманас) показали, что объемные предметы распознаются детьми с задержкой психического развития лучше, чем плоские, так как плоскостные изображения объектов лишены ряда воспринимаемых признаков, в том числе с помощью осязания.

Практика работы с такими детьми подтверждает, что наиболее полные представления у них возникают при включенности восприятия в практическую деятельность: в этом случае общее и диффузное представление о предмете в дальнейшем сменяется более определенным и детальным. Поэтому так важно обучение детей планомерному обследованию.

Тактильно-двигательное восприятие осуществляется разными способами — путем ощупывания предмета или обведения его по контуру. При этом возникает и разный образ: в процессе ощупывания — объемный, при обведении — контурный, плоскостной.
Осязательное восприятие — это процесс, развернутый во времени, а значит, скорость приема информации невелика. Однако в ходе тренировки постепенно вырабатывается целесообразность ощупывающих движений, повышается роль разных видов чувствительности.

Вся коррекционная работа по развитию тактильной чувствительности у детей с задержкой психического развития проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках.

Этапы развития тактильной чувствительности:

— ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми глазами, в дальнейшем с закрытыми; обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.), обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета;

— нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3—5 предметов);

— нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3—4 предметов);

— определение по контуру с закрытыми (завязанными) глазами самого предмета;

— нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми (завязанными) глазами.

Таким образом, через многократное последовательное использование практических упражнений достигается повышение у детей тактильной чувствительности.

Один из основных способов коррекции указанных дефектов — дидактические игры. В играх приходится создавать особые условия для выделения тактильно-двигательного восприятия: поставить ширму, использовать непрозрачные салфетку или мешочек, предложить закрыть (или завязать) глаза ребенку и др.

Дидактические игры на развитие тактильной чувствительности

«Поймай киску» Педагог касается мягкой игрушкой (киской») разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
«Чудесный мешочек» В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Определи на ощупь» В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.

«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет» Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

«Узнай фигуру» На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«Узнай предмет по контуру» Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

«Догадайся, что за предмет» На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

«Найди пару» Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

«Найди ящичек» Материал: спичечные коробки, сверху оклеенные различными материалами: вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой, линолеумом и др. Внутри выдвижных ящичков также приклеены кусочки материала. Ящички находятся отдельно.

Ребенку предлагают на ощупь определить, какой ящичек от какого коробка.
«Что в мешочке» Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).
-«Отгадай цифру» (букву) На ладошке ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву), которую он определяет с закрытыми глазами.
— «Что это?» Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

«Собери матрешку» Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку — кто быстрее.

«Прочитай» Играющие становятся друг за другом. Стоящий позади пальцем пишет на спине партнера буквы, слова, цифры, рисует фигуры, предметы. Стоящий впереди отгадывает. Потом дети меняются местами.

«Золушка» Дети (2—5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

«Угадай, что внутри» Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

Полноценно организованная тактильная среда позволяет через развитие тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности.

В психологической литературе указывается, что органы чувств новорождённого начинают функционировать с моменты рождения. Уже у месячного ребёнка можно зафиксировать следящие движения глаз. Зрительное сосредоточение, т.е. способность фиксировать взор на предмете, появляется на втором месяце жизни.

Первые дни и недели – чрезвычайно благоприятный период для начала целенаправленного воспитания и обучения. Своевременное начало деятельности всех органов чувств позволяет малышу успешно развиваться в дальнейшем. Современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о больших возможностях малыша. При целенаправленном обучении двухнедельный ребёнок следит за перемещающимися предметами, в три недели внимательно рассматривает предметы окружающей обстановки, различает не только контрастные, но и близкие цветовые тона: красный и оранжевый, оранжевый и жёлтый и т.д.

Новорождённый ребёнок уже многое слышит, видит, воспринимает путём осязания. Его органы чувств готовы к действию и им нужна своеобразная пища для дальнейшего развития. Малыши в возрасте одного месяца по-разному реагируют на звуки весёлой и грустной мелодии: затихает при грустной и оживлённо двигает руками и ногами при весёлой. При слушании грустной мелодии у малыша может измениться выражение лица: уголки рта опускаются вниз, лицо становится печальным. На втором месяце жизни младенец особым образом реагирует на людей, выделяя и отличая их от предметов. Его реакции на человека являются специфическим и почти всегда ярко эмоционально окрашенными. На улыбку матери в возрасте 2-3 месяцев младенец реагирует так же улыбкой и общей активизацией движений. Это называется комплексом оживления.

В отличие от новорожденного ребёнок 1,5 – 3 месяцев проявляет пристальный интерес к тому, что происходит вокруг. Отличительным признаком служит появление социальной улыбки. Другим признаком является зрительное обнаружение младенцем своей руки. К 3 месяцам движения рук малыша становятся плавными, свободными. Он часто выпрямляет руки над грудью, случайно захватывает и ощупывает одной рукой другую, затем пелёнки и одеяло, а потом все предметы, которые попадаются под руку.

Малыш случайно натыкается на висящие игрушки и радуется новым ощущениям. Получив удовольствие, он старается повторить движение и тянется к предмету снова. Из всех изменений, играющих решающую роль в психическом развитии ребёнка, на первое место по объективному значению должно быть поставлено основное отношение: восприятие – движение. В 3-4 месяца ребёнок долго и сосредоточенно занимается игрушками, висящими около него: наталкивается на них руками и следит как они раскачиваются, пытается их захватить и удержать. А. Бинэ отмечает, что с 4-5 месяцев движения захватывания становятся более точными. Таким образом, с освоением хватания в 4 месяца начинается развитие руки младенца как анализатора.

Зрительно-тактильно-кинестетические связи образуются в момент направления рук к предмету и овладения им.

У ребёнка возникают определённые ощущения при прикосновении ладоней, пальцев к предмету. После образования этих связей вид предмета становится стимулом целенаправленных движений рук. Овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития зрения, осязания и кинестетического чувства (положения и перемещения тела в пространстве), а затем движения руки начинают осуществляться в основном под контролем зрения, т.е. зрительные анализатор выполняет ведущую роль в развитии движений руки. Ощупывая предмет, рука воспроизводит, следуя за очертаниями, его величину, контур, затем с помощью сигналов, идущих от нее двигательных рецепторов, формирует их «слепок» в мозгу. Такова роль и участие движения в возникновении ощущений и восприятий. Возникающие ассоциации формирующегося зрительного опыта с опытом тактильно-двигательным И.П. Павлов выразил простыми словами: «Глаз «учит» руку, рука – «учит» глаз».

Итак, к 6 месяцам у ребёнка развита зрительно-двигательная координация, и рука приспособлена к величине и форме схватываемого предмета. С помощью восприятия разных предметов обогатились его зрительные ощущения. В 6 месяцев малыш обычно начинает удерживать в каждой руке по игрушке, может перекладывать их из одной руки в другую.

Когда ребёнок начинает садиться, то видимый мир предметов предстаёт перед ним по-новому. Увеличение сферы обозрения способствует активизации познавательной деятельности, побуждая к действенному освоению мира. У ребёнка первого года жизни интерес к предмету обусловлен, прежде всего, возможностями практического действия с ними: он получает удовольствие и от самого действия (открывать, закрывать, снимать и т.д.) и от различных изменений предмета, которые возникают благодаря его действиям, что и поддерживает активность ребёнка и способствует возникновению более устойчивого интереса к предмету и его свойствам.

Читайте также:  Утрожестан как принимать с 16 по 25 день цикла

В действиях ребёнка проявляются первые познавательные реакции. Интерес ребёнка к окружающим вещам и предметам возрастает по мере того, как развиваются его движения, совершенствуется зрение. В ходе предметных действий ребёнок узнаёт свойства и качества предметов, устанавливает первые простые связи между ними. На первом году жизни благодаря предметным действиям ребёнок накапливает собственный практический опыт, который не могут заменить никакие беседы, описания или рассказы взрослого. В конце первого года жизни на основе зрительного восприятия появляются первые слова ребёнка, которые относятся к предмету.

Г.А. Урунтаева выделила особенности сенсорного развития в младенческом возрасте:

— складывается акт рассматривания предметов;

— формируется хватание, приводя к развитию руки как органа осязания и органа движения;

— устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки;

— устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым.

На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Доминирующим в сенсорном развитии является восприятие предметов. Малыш всё чаще устанавливает взаимосвязь величины, формы, а затем цвета с конкретным предметом. Переход к предметному восприятию является результатом овладения простейшими действиями – хватанием и удерживанием предметов, манипулирование ими, передвижением в пространстве.

Действенное знакомство с предметами, их свойствами приводит к возникновению образов восприятия. В начале второго года жизни точность и осмысленность восприятия невелики. Т.М. Фонарёв указывает, что ребёнок, действуя с предметами, зачастую ориентируется на отдельные, бросающиеся в глаза признаки, а не на сочетание сенсорных характеристик (так, и пушистый воротник, и меховую шапку он называет «кисой» и т.п.).

Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребёнка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий.

Например, малыш легко отличает маленькую ложку, которой ест сам, от большой, которой пользуется взрослый. Форма и величина предметов при необходимости выполнить практическое действие выделяется правильно. В других ситуациях восприятие остаётся расплывчатым и неточным. В связи с тем, что на первом году жизни сенсорное развитие в значительной мере осуществлялось в процессе хватания предметов и манипулирования ими, то наиболее интенсивно формировалось восприятие их величины и формы. По мнению О.А. Шаграевой, многократные уподобления положения руки величине и форме предметов при их схватывании, удерживании или манипулировании ими позволяют ребёнку всё более точно учитывать свойства предметов, способствуют совершенствованию восприятия. Иначе говоря, ребёнок мыслит действуя. Естественно, что умственное воспитание начинается с практического ознакомления с вещами. Ребёнок должен больше соприкасаться с предметами, активно исследовать их свойства. Сначала у него накапливаются конкретные представления об отдельных предметах и явлениях и лишь постепенно образуются общие представления и понятия. Вот что писал Ушинский о детской деятельности: «Дитя мыслит формами, звуками, ощущениями вообще, и тот напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы заставить мыслить иначе. Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью».

Что же касается цвета, то, несмотря на свою эмоциональную привлекательность, его восприятие наиболее сложно с точки зрения осуществления практических действий. Цвет ребёнком воспринимается труднее, поскольку в отличие от формы и величины не оказывает большого влияния на выполнение действий. Только с 1,6-1,8 мес. детям становятся доступны элементарные действия по группировке одинаковых предметов по цвету. Выбор предметов может осуществляться из предметов 2-х цветов (красный – жёлтый, оранжевый – зелёный, жёлтый – синий, белый – фиолетовый, жёлтый – чёрный).

Группировка предметов по величине, по форме и соотнесение предметов по этим признакам доступны детям второго года жизни в начале при выборе одного из двух, а с 1,8-1,9 – из четырёх.

К двум годам восприятие становится более точным и осмысленным в связи с овладением такими функциями как сравнение, сопоставление. Уровень сенсорного развития таков, что у ребёнка оказывается сформированным умение правильно выделять свойства предметов и узнавать предметы по сочетанию свойств. Характерной чертой сенсорного развития, особенно в период от 1,5 до 2-х лет, является определённость восприятия. Так, ребёнок ориентируется в форме предметов, когда в качестве образца выступают «опредмеченные» слова – названия. Предметы круглой формы – это и мячик, и шарик, и колесо от машины; треугольной – крыша; овальной – огурец, яйцо; прямоугольной – кирпич; квадратной – кубик и т.д. . Узнавание различных форм даётся детям по-видимому легко. Известно, что Песталоцци считал простейшей по доступности для детей формой четырёхугольник, а Гербарт признавал такой формой треугольник.

Новейшие исследования говорят о том, что простейшими формами являются круг и шар, затем – четырёхугольник, а затем лишь треугольник .

Очень интересный материал для суждения о восприятии форм у детей даёт изучение того, как они воспринимают картины. Собственно говоря, для детей очень долго картины являются такими же реальными предметами, как и то, что они изображают. Самое узнавание картины, как выяснил Штерн, основывается на восприятии контура, и это бросает интересный свет на вопрос и развитии у детей чувства формы. Весьма любопытной особенностью детских восприятий формы является «независимость узнавания от положения картины в пространстве», как выражается Штерн. Дело в том, что для детей является довольно безразличным, воспринимают ли они картину в правильном положении или «вверх ногами».

Это связано с тем, что восприятие формы и восприятие положения являются двумя различными функциями.

Как указывает Н.Н. Поддъякова, наиболее характерны для ребёнка данного возраста способы восприятия, позволяющие сравнивать свойства предметов при выполнении действий с ними. Практический результат ребёнок получает в результате многократных сравнений величины формы, цвета в процессе подбора одинаковых или подходящих друг к другу предметов или их частей. Особенно ярко это проявляется при действиях ребёнка со сборно-разборными игрушками – пирамидками, матрёшками, грибочками. Именно многократное сравнение позволяет ребёнку достигнуть практических результатов ив быту (берёт свою чашку, обувь и т.д.).

Пилюгина указывает, что первоначальное сравнение является приблизительным: ребёнок примеривается, пробует и через ошибки и их исправление достигает результата. Однако после полутора лет, в возрасте 1,9-1,10 число мерок быстро сокращается и происходит переход к зрительному восприятию. Это новый этап сенсорного развития, который свидетельствует о переходе внешних действий во внутренний психический план. Ребёнок может протянуть руки в сторону предметов, которые ему в данный момент не нужны, но уже их не берёт, а медленно переводит взгляд, сравнивая их с другими предметами – это и есть сенсорные действия в зрительном плане. Таким образом, идёт интенсивное развитие (развитие органов чувств, накопление сенсорного опыта: знание цветов, форм, величин и т.п.); восприятие является ведущим познавательным процессом .

На втором году жизни интенсивно развивается не только зрительное, но и слуховое восприятие. Особенно важное значение имеет развитие речевого фонематического слуха, осуществляемого в процессе речевого общения с окружающими. Сенсорное развитие ребёнка усиливается под воздействием общения со взрослыми, в речи которых обозначаются эти признаки и свойства. На основе сенсорного и речевого развития происходит умственное развитие малыша. Так в процессе действий с предметами выделяют их отдельные признаки (цвет, форма, величина), предметы сравнивают между собой и обобщают по данному признаку наглядно-действенным способом.

Предметный мир – одна из сфер, которую так же осваивает человек, начиная от пустышки, погремушки, ложки и заканчивая сложнейшими машинами, космическими аппаратами и т.п. Без их освоения он не может нормально жить и развиваться. Именно в возрасте до 3-х лет ребёнок начинает усваивать существующие в обществе способы употребления различных предметов. Знакомясь с предметами и осваивая их, малыш выделяет разные их признаки, свойства, а значит, развивается и его восприятие.

Совершенствование осязательного восприятия осуществляется вместе со зрительным восприятием и развитием движений руки, а также таких психических функций, как внимание, память, мышление. Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия, как начальной ступени познания окружающей действительности. Специально созданные условия – в процессе проведения занятий и в повседневной жизни – позволяют обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений, формировать элементарные представления об основных разновидностях величины (большой – маленький), формы (круглый, квадратный, овальный и т.п.), цвета (красный, жёлтый, оранжевый и др.). В результате становится возможным формирование умения выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки, фактуру и т.п. Взрослому необходимо развивать умение сравнивать, сопоставлять предметы по одному из названных признаков (цвет, форма, величина).

По мнению Л.А. Венгера, своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития. При ознакомлении ребёнка второго года жизни с формой предметов устанавливается связь между формой конкретных предметов и её обобщённым выражением: деревянный или нарисованный кружок называют то шариком, то мячиком, то колёсиком для машины и т.д. Использование «опредмеченных» слов-названий помогает углублению восприятия формы. Бесполезно говорить детям о прямоугольнике, квадрате, овале, круге и треугольнике, хотя они их различают уже в первые 2-3 месяца. На втором году жизни дети усваивают форму как признак предметов: они легко выбирают необходимые детали из строительного набора для «крыши» и т.д. Словарный запас весьма ограничен и очень сильно отстаёт от развития восприятия, поэтому наряду с «опредмеченными» словами-названиями форм, дети легко усваивают слова, способствующие развитию восприятия, типа «такой», «разные», «не такой».

Л.Н. Павлова указывает на то, что к 2 годам ребёнок способен соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине в соответствии с образцом при выборе из 2-4 разновидностей. Имеет элементарные представления об основных разновидностях (предэталонах) величины, формы, цвета .

Освоение новых ориентировочных действий приводит к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным. Предмет воспринимается ребёнком с точки зрения разных присущих ему свойств. Более совершенной становится координация движений руки под контролем глаза, что позволяет детям данного возраста справляться с такими заданиями, как игра с мозаикой, строительными наборами, рисование кистью и карандашами (размещать элементы мозаики в отверстиях панели, аккуратно накладывать детали строительного набора одни на другие, наносить пятна или линии кистью, карандашами и т.д.). На 3-м году жизни задачи сенсорного развития существенно усложняются, что связано с общим психофизическим развитие, прежде всего началом формирования новых видов деятельности (игровой, элементарной продуктивной и др.).

В связи с этим необходимо создать условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре как в процессе специально организованных игр-занятий, так и в повседневной жизни.

В процессе совершенствования восприятия (сравнения и сопоставления) ребёнок начинает узнавать предметы и явления по наиболее характерным признакам и свойствам.

Итак, к трёхлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного развития ребёнка.

По мнению Л.А. Венгера, своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития. При ознакомлении ребёнка второго года жизни с формой предметов устанавливается связь между формой конкретных предметов и её обобщённым выражением: деревянный или нарисованный кружок называют то шариком, то мячиком, то колёсиком для машины и т.д. Использование «опредмеченных» слов-названий помогает углублению восприятия формы. Бесполезно говорить детям о прямоугольнике, квадрате, овале, круге и треугольнике, хотя они их различают уже в первые 2-3 месяца. На втором году жизни дети усваивают форму как признак предметов: они легко выбирают необходимые детали из строительного набора для «крыши» и т.д. Словарный запас весьма ограничен и очень сильно отстаёт от развития восприятия, поэтому наряду с «опредмеченными» словами-названиями форм, дети легко усваивают слова, способствующие развитию восприятия, типа «такой», «разные», «не такой».

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.

Оцените статью
Постоянная жизнь женщины помогаем во всех случаях